Алефтина Константиновна Константинова
актриса Московского драматического театра им. К.С. Станиславского
заслуженная артистка России
Алефтина Константиновна Константинова, актриса Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, заслуженная артистка России
Можно только гадать, какими неведомыми путями приходит к человеку осознание призвания и судьбы. Круглая сирота (отец и мать погибли во время войны) воспитанная бабушкой тётей в маленьком городке Мценск, юная Аля почему-то решает, что ей надо быть актрисой, едет в Орёл, и вчерашнюю школьницу, шестнадцатилетнюю девушку, принимают (!) в труппу Орловского областного драматического театра им. И.С.Тургенева.
Через год она уже студентка ГИТИСа, который заканчивает в 1959 году. Её приглашают в Московский драматический театр им. К.С. Станиславского, где она работает и по настоящее время - вот уже ровно 50 лет.
Масштаб дарования выпускницы ГИТИСа был таков, что буквально с первого же сезона она становится ведущей актрисой театра. В первые два сезона ею сыграны центральные женские роли в спектаклях: “Такая любовь”, “Встречи на дорогах”, “Любовь Ани Берёзко”. Но серьёзный успех пришёл после исполнения ею роли Нины Заречной в чеховской “Чайке”. Её Нине были посвящены статьи в центральной прессе, о ней говорили на конференциях и в кулуарах, её пригласили играть эту роль и в спектакле МХАТ (и Константинова, действительно, какое-то время играла Нину Заречную и в МХАТе, и в своём родном театре). Актриса получила первую премию за лучшее исполнение женской роли на Всесоюзном Чеховском фестивале.
Сразу, с первых же ролей, А.Константинова проявила себя не только как актриса профессиональная, темпераментная и яркая, но и как тонкий художник глубоких душевных порывов, с врождённым чувством жанра и внешнего рисунка.
За годы работы в театре актриса такого уровня, естественно, сыграла очень много разнообразных и интересных ролей в русском и зарубежном, классическом и современном репертуаре. Достаточно назвать некоторые из них, которые вошли в историю театра. Например, Инга в спектакле “Первый день свободы” Л.Кручковского, или Лола в “Современной трагедии” Эбралидзе. Огромный успех пришёл после спектакля “Палуба”, поставленном по пьесе одного из самых интеллектуальных и сложных драматургов ХХ века – Л. Зорина. О прекрасном дуэте А.Константиновой и А.Глазырина написано много. На фестивале “Московская театральная весна” за лучшее исполнение женской роли А.Константинова получила премию.
О ролях А.Константиновой можно рассказывать бесконечно! Это и сильная, неожиданная по трактовке Исмена в “Антигоне” Ануя, и Иолан - героиня рафинированной комедии Мольнара “Чёрт”, и острохарактерная роль в спектакле “Быть или не быть” У.Гибсона, и человек сложной судьбы - Анна Васильевна в спектакле “Новоселье в старом доме” А.Кравцова, работа высокой актёрской и человеческой пробы.
В сложной по жанру пьесе В.Мережко “Женский стол в охотничьем зале” Константинова сыграла главную роль Екатерины Николаевны Юрьевой. Именно эта героиня собрала вместе всех тех, кто, по её мнению, виновен в трагедии, происшедшей с её мужем и с ней самой. Устроив “судный” день, она, в результате, становится одновременно и обвинителем и обвиняемой. Константинова создала чрезвычайно сложный и драматичный характер, при абсолютном актёрском слухе на жанровые особенности этой пьесы-притчи, как трагического фарса. Такое же безупречное чувство жанра сделало выразительной её работу в древнегреческой комедии Аристофана “Праздник Фесмосфер”. В комедии М.Зощенко “Уважаемые граждане” Константинова играет Мать невесты, мастерски соединяя в своём исполнении ироническое отношение к своему персонажу с безусловным к нему уважением, как к человеку, что лишний раз доказывает “слух” на авторский стиль: ирония и снисхождение к человеку – главное в природе творчества Михаила Зощенко. В совершенно иной, гротесковой, манере сыграна роль в пьесе Луиджи Пиранделло “Сумасшедшие поневоле”. Обезумевшая, как и всё общество, от праздности и пустоты жизни сеньора Сирелли становится участницей страшной “охоты” на людей. В спектакле “Мещанин-дворянин” Ж.Б.Мольера А.К.Константинова сыграла вздорную, но прочно стоящую на земле, житейски трезвую и обладающую здравым смыслом госпожу Журден.
В театре Станиславского работают муж и дочь А.Константиновой – Владимир Борисович Коренев и Ирина Коренева.
Алефтина Константиновна Константинова беззаветно любит своё дело и свой театр, в котором для неё заключён весь смысл жизни.
Роли, сыгранные Алефтиной Константиновой в театре им. К.С.Станиславского:
Пистоленко «Любовь Ани Берёзко» - Ольга
Когоут «Такая любовь» - Лида, Майка
А.Чехов «Чайка» - Нина Заречная
Э.Брагинский «Встречи на дорогах» - Надя
Ив Жамиак «Дайте крышу Маттуфлю!» – Люси
Л.Кручковский «Первый день свободы» - Инга,
Люцци Принцев «Первый встречный» - Лёлька
Эбралидзе «Современная трагедия» - Лола
Л.Зорин «Палуба» - Алла
Когоут «Двенадцать» - Иртина
Б.Брехт «Трёхгрошёвая опера» - Сьюпи, Долли, Молли
Медынский «Жизнь и преступление Антона Шелестова» - Марина
С.Экзюпери «Маленький принц» - Змея
Ж. Ануй «Антигона» - Исмена
Заяицкий «Робин Гуд» - Клоринда
А.Арбузов «Годы странствий»
Ежи Брошкевич «Я в Польше рождённый» - Ягенка
Караваш «Святая ночь» - Катя
Крон «Глубокая разведка» - Марина
Мольнар «Чёрт» - Иолан
Ж.Б.Мольер «Господин де Пурсоньяк» - Маска
И.Дворецкий «Трасса» - Лена
А.Вампилов «Прощание в июне» - Репникова
М.Рощин «Радуга зимой» - Лидия Ивановна
Бокарев «Испытание» - Алла Сергеевна
Ф.Шиллер «Коварство и любовь» - Софии
Э. Ростан «Сирано де Бержерак» - сестра Клара
Салтыков-Щедрин «Тени» - Софья
Р.Солнцев «Поверю и пойду» - Ольга Петровна
А.Герцен «Исповедь» - Натали Герцен
А. Червинский «Бумажный патефон» - Лидия Ивановна
А. Дударев «Порог» - Алина
У. Гибсон «Быть или не быть» - Мэг
Ю.Михайлов «Ной и его сыновья»
А.Кравцов «Новоселье в новом доме» - Антонина Васильевна
В.Мережко «Женский стол в охотничьем зале» - Екатерина Николаевна Юрьева
Аристофан «Праздник Фесмофор» - Женщина
М.Зощенко «Уважаемые граждане» - Мать невесты
Л.Пиранделло «Сумасшедшие поневоле» - сеньора Сирелли
Ж.Б.Мольер «Мещанин-дворянин» - г-жа Журден