Страшно, когда лозунг «больше всего на свете я люблю людей» висит в пещере у людоеда
Воскресение, 23 сентября 2012, 14:48:55
Театр Актеры
Владимир Борисович Коренев
Традиция, запущенная самим Константином Сергеевичем Станиславским, заключается в том, что самой главной задачей является - гуманизировать материал, рассказывать о человеке.
В нашем театре, который носит название Московский драматический театр имени Станиславского, есть традиция, запущенная самим Константином Сергеевичем Станиславским. Традиция очень хорошая, лучшего пока я ничего не видел, хотя проработал в театре 50 лет и очень много видел в других театрах. Традиция заключается в том, что самой главной задачей является - гуманизировать материал, рассказывать о человеке. Герой произведения – это не тот, кто совершил подвиг. Совсем нет. Это центральная фигура повествования. Например, Николай Васильевич Гоголь написал «Шинель» про чиновника 14ой категории Акакия Акакиевича Башмачкина, у которого украли шинель с воротником из кота, и он сошел с ума. Представляете, какова жизнь, что человек сходит с ума, если у него украли шинель? Или «Записки сумасшедшего», Поприщин, который писал одно и то же, как белка в колесе, и в итоге он тоже сошел с ума. С рассказа про маленького человека мы начинаем понимать мир. Гуманизм не в том, чтобы распинаться в любви ко всему человечеству, а в том, чтобы любить в отдельности каждого простого, маленького человека. В этом и есть гуманизм. Самое главное, чтобы не исчезало внимание к человеку. Но есть и другая опасность – страшно, когда лозунг «больше всего на свете я люблю людей» висит в пещере у людоеда. У него своеобразная любовь. Есть сейчас огромное количество демагогов, которые замечательно выступая по этому поводу, в своей художественной практике ничего подобного не делают.
Мне кажется надо гуманизировать любое произведение, за которое берешься. В принципе, если разобраться, мазохистов не так уж много в природе. Ну, скажем, сделаем мы спектакль, на котором человека просто «добиваем». Он один раз посмотрит и скажет: «Больше не пойду никогда», даже если спектакль хороший и ему он понравится, потому что второй раз испытывать эту муку он не захочет.