Затмение по мотивам…
Вторник, 15 июня 2010, 16:55:42
Театр спектакль
Игорь Гудзь
Когда-то роман Кена Кизи стал в Америке едва ли не настольной книгой для бунтующей молодежи.
А у нас роман Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки» был переведен Виктором Голышевым только в 1980 году. На пороге перестройки. И попал, буквально в точку! Чуть позже показали одноименный фильм Формана. Постановка болгарского режиссера Александра Морфова в Ленкома не повторяет в точности сюжет романа, она называется «Затмение» - сценическая фантазия, по мотивам романа.
Вот и интересно, что за мотивы?
Когда-то роман Кена Кизи стал в Америке едва ли не настольной книгой для бунтующей молодежи. Бунтарь-одиночка против громадной скалы оскалившегося общества. Может быть основным мотивом постановки и было возрождение этакого бунтарского духа в слегка временно успокоившемся, после незабываемых 90-х, обществе.
Да вот вроде, и нет бунтаря. Не видно! Сегодняшний Макмэрфи, в исполнении Александра Лазарева или Андрея Соколова, в общем, обычный человек! Пусть чуть раскованный, но, на прямой конфликт не идет, мягко ускользает (если трезвый, конечно!), на рожон не лезет, готов, в принципе, выполнять все предписания, но, если только они разумны, не противоречат здравому смыслу. И хотя, одна из любимых тем Марка Захарова – противостояние героя – одиночки безликой толпе, этот мотив звучит в спектакле, прямо скажем, не слишком назойливо.
А может и правильно? Нашему раздерганному обществу сейчас не до бунтарства. Нам бы порядок восстановить. Но, в рамках закона! Что бы все играли по одним и тем же правилам. И ленкомовский Мак Мэрфи – тоже за это! Он никуда особо не рвется (в том числе – на свободу), ничего ценного в палате не разбивает, никому особо не грубит! Ну, разве что, иногда – «ж-па», «пи-дец», так, народ посмешить! Так вот, просто, прикалывается, иногда! Такой характер у него веселый!
Но, вот то, что положено – отдай! Здесь МакМэрфи пойдет напролом и до конца. Не похож он на бунтаря из романа Кизи! Больше похож на современного, рационально мыслящего, знающего свои права и обязанности гражданина общества. С некоторыми особенностями, опять же, характера.
Это нормальный человек, но с неким, едва уловимым, налетом обреченности, понимающий, что он ничего здесь уже не исправит, даже ценой своей жизни. Может в этом и заключается основной мотив спектакля. Хватит баррикад! Долой обреченность! Пора – за дело! Научимся уважать друг друга, уважать чувство собственного достоинства. Если даже в психушке это возможно, то в обществе и подавно!
И пусть МакМэрфи в конце все же срывается и погибает (так сильно пьяный же был!), и тишайший Билли режет себе горло стеклом – на то он и сумасшедший! Остальные-то – в порядке! А их большинство!
В самом слове «порядок» нет ничего плохого. Главный вопрос в том, кто этот порядок устанавливает, и в каких целях. И учтены ли в этих правилах права всех, до единого человека. Пусть даже и сумасшедшего!
Хороший, правильный, выверенный мотив для нынешнего солидного Ленкома.
Смущает лишь одно, ведь все остальные постояльцы находятся в клинике исключительно по своему желанию. Полностью согласны играть по этим правилам. И у каждого на это своя мотивировка! Чего-то, все это сейчас мне очень сильно напоминает… !
Помню, подслушал разговор двух торговцев на рынке в 90-е годы, по поводу крышующих их рекитеров: «А что!? Им жить тоже надо! Времена такие! Надо помогать…».
Какие времена – такие и мотивы!