Не переживать, а …сочувствовать!
Вторник, 30 октября 2012, 13:46:25
Театр Актеры Роли
Михаил Григорьевич Щепенко
Мне пришлось с довольно большим трудом освобождаться от такого странного состояния, когда создание образа начинает влиять на самого актёра.
Сцена из спектакля «Конь вороной», реж. М.Г. Щепенко
Я глубоко чту Константина Сергеевича Станиславского, но я против термина «перевоплощение»! Это - обман, перевоплотиться невозможно, каждая личность человеческая – это такая же тайна, как и сам Бог! Я стать другим человеком, как бы меня этому ни учили, при всем желании не смогу! У меня был такой горький опыт в своё время, в спектакле «Конь вороной», я там играл очень отрицательного персонажа, почти автопортрет известного террориста начала 20-го века Бориса Савенкова, и в какой-то момент я осознал, что черты характера этого моего героя перешли каким-то образом и на меня реального. Существование в этом образе, пусть и короткое время, на сцене, на репетициях, все-таки возбудили во мне некоторые отрицательные качества, которые глубоко во мне сидели, и которые, я, может быть, и неосознанно, подавлял! А они вот вышли наружу под воздействием моего героя! В нас ведь всё есть – мы всё можем, и изменять, и насиловать, и убивать даже, всё это в нас сидит до поры, до времени, и достаточно какого-то стимула, как всё это может проявиться! И мне пришлось с довольно большим трудом как-то освобождаться от такого странного состояния, когда создание образа начинает влиять на самого актёра. Этот образ просто подмял меня под себя, я, что называется, отпустил вожжи, перестал сопротивляться, и стал меняться как человек, причём в худшую сторону, конечно! Я стал пытаться с этим как-то бороться, и нашёл у Михаила Семёновича Щепкина, а потом и у Михаила Чехова такой термин – «сочувствующий актёр», то есть надо не «переживать», как учил Станиславский, а сочувствовать своему персонажу. Держать с ним некую дистанцию. И вот когда я нахожусь на расстоянии от своего героя, именно это и есть по-настоящему актёрское искусство. Я художник, я мастер, я своего героя просто показываю, но показывая – сочувствую ему! Я плачу вместе с ним, и зритель просто порой потрясается, как вот - моя роль царя Фёдора, например! Кстати, это одно из качеств талантливого актёра – держаться на некотором расстоянии от своего героя. В одном спектакле, где я играл, ну просто, почти что, самого себя – мне было так скучно! Для меня это не искусство!