Вот вы говорите, Америка, Америка! Куда им до нас!
Вторник, 15 июня 2010, 17:01:21
Театр Драматургия
Игорь Гудзь
В Ленкоме, с неизменным успехом продолжает идти спектакль «Затмение» болгарского режиссера Александра Морфова
В Ленкоме, с неизменным успехом продолжает идти спектакль «Затмение» болгарского режиссера Александра Морфова, хорошо ранее знакомого столичным театралам по постановкам «Короля Убю» с Александром Калягиным в «Et Cetera» или «Дон Жуана» в Питерском Театре имени Комиссаржевской.
Собственно, все знают, что под столь интригующим названием уже больше 5 лет скрывается сценическая фантазия по мотивам романа Кена Кизи «Полет над гнездом кукушки».
Для автора, главный герой романа отнюдь не был какой-то особой психологической загадкой. Сам Кизи - ветеран войны в Корее, также был (и не раз!) пациентом специализированных клиник. Писал, можно сказать, по следам … . Роман вышел в 1962-м, успех "Пролетая над гнездом..." позволил Кизи и созданной им общине поколесить по США с довольно специфическими проповедями тотальной свободы, если, вообще не анархии! Кое-кто из его сподвижников и вправду загремел тогда в психушку. Правда, не без помощи ЛСД!
Но, это там, у них! В далекой, чудаковатой Америке!
А вот у нас, именно, в 1962 году, автор этих скромных строк пошел в первый класс, в одну из школ города Риги. И вот какие там были порядки в то время. Думаю, что остались и сейчас!
Если ты забыл дома форменную фуражку или ремень, ты можешь спокойно умирать на пороге школы, туда тебя не пустят никогда в жизни.
Приучая к порядку, общество растит стукачей
Если у тебя в тетради отсутствовала промокашка, (а тогда еще писали чернилами), в тетрадь вкладывался специальный рифленый лист с печатью школы – и это был высший позор! Впору из окна выкидываться!
На перемене все гуляли ровно как в тюрьме, тихо, медленно, по кругу. Говорили, преимущественно, шепотом. Как говориться, шаг вправо, шаг влево … .
И, (внимание!), каждый дежурный по классу отмечал различные нарушения одноклассников, не только в школе, но и даже во дворе, после школы. На следующее утро, он с гордостью докладывал учителю, провинившиеся выходили к доске, обещали, каялись, некоторые плакали - все же дети еще! И, вы не представляете себе, каким уважением пользовался наиболее преуспевший в этих делах дежурный. Самым искренним уважением своих одноклассников!
Тогда было трудно с хлебом (хрущевские реформы), и каждому ребенку на завтрак выдавали белую булочку, довольно приличных размеров. И если у тебя не было специального пакетика для нее, ты должен был съесть все эти полкило белого хлеба, не сходя с места! Так просто, в руках, выносить категорически запрещалось. И оставить тоже было нельзя! Преступление! Это же ХЛЕБ! Я сам, несколько раз давился до коликов, но съедал!
Короче, когда по результатам окончания первого класса мне выдали почетную грамоту, единственным моим чувством было то, что я не донесу ее домой, что ее не увидят родители! Что, по дороге злые люди меня обязательно убьют, а эту бесценную грамоту, конечно, заберут себе.
Это все - правда, не капли фантазии, ни грамма преувеличения! Клянусь той самой школой!
И ведь это проделывали с детьми – первоклашками! Причем, в полной уверенности, что приучают их к порядку! Представляете, сколько оттуда вышло вот таких вот порядочных стукачей!?
Вот о чем сразу же вспомнилось, буквально после первых минут просмотра! Спектакль-то не про психушку американскую, а про нас с вами, родненьких!
А вы говорите, Америка! Куда им до нас! Пускай тренируются ребята … !