личность, не личность
Суббота, 19 июня 2010, 10:25:59
Культура и искусство СтатьиТеатр Актеры Комментарий
Иван Кузнецов
По этому, таинственному, вечно ускользающему понятию – ЛИЧНОСТЬ!
Часто в театре говорят об индивидуальности, почти отождествляя ее с понятием личность
В актерском, и вообще, в театральном обиходе чрезмерно часто мелькают и слово, и само понятие – личность. Часто им, этим понятием, буквально бросаются! Ты – личность, или ты– не личность! Слово стало излишне расхожим! Употребляется и к месту, и не к месту! Больше – не к месту!
Конечно, каждый, даже самый убогий человек – личность
Однако только немногие понимают в полной мере, что же это такое - личность! Не зная этого – трудно быть стоящим актером, и уж просто совсем невозможно стать режиссером!
А личность, оказывается – это все то, что определяет психологические черты человека. Личность – это то, что дается человеку от рождения или приобретается им на всем протяжении жизни в результате воспитания, обучения, жизненного опыта.
Это физиологические и умственные способности, темперамент, характер, отношение с себе и к обществу, эмоции, которые может испытывать человек.
Конечно, каждый, даже самый убогий человек – личность, поскольку каждая человеческая жизнь сама по себе уникальна. Но, обычно, под понятием ЛИЧНОСТЬ понимается человек, все черты которого (физические, интеллектуальные, нравственные) достигли наивысшего развития. Обратите внимание – все три составляющие! Таких людей немного! Но они есть!
Часто в театре говорят об индивидуальности, почти отождествляя ее с понятием личность. Но это, далеко не так! Индивидуальность человека отличается от личности. Индивидуальность – это то, что отличает одну личность от другой. Гений Моцарт отличался от гения Чайковского! Чем? Вот именно этой самой индивидуальностью!
Индивидуальность – это то, что отличает одну личность от другой
Для начала, все люди различаются по ТЕМПЕРАМЕНТУ – он обусловлен только свойствами нервной системы человека. Научиться темпераменту НЕЛЬЗЯ! Здесь все люди делятся на: холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. Эти термины ввел еще сам Гиппократ и потом подробно охарактеризовал великий немецкий философ И. Кант.
Холерик – горячий, порывистый человек.
Сангвиник – человек, у которого эмоции слабы, но очень быстро меняются.
Меланхолик – человек с глубокими, длительными переживаниями.
Флегматик – спокойный, медлительный человек.
Лучше бы режиссеру сразу разбить всех актеров театра на подгруппы по темпераментам.
А еще мы все разделяемся по характеру – люди бывают добрые и злые, покладистые и несговорчивые, гибкие и упрямые, стойкие и податливые, честные и лживые и т.д. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Только типов характеров насчитывается - аж целых 12:
Гипертимный тип - чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики.
Дистимный тип - низкая контактность, немногословие, пессимистическое настроение.
Циклоидный тип - частые периодические смены настроения, то контактен, то замкнут.
Возбудимый тип - низкая контактность в общении.
Застревающий тип - умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям.
Педантичный тип - бесконфликтен, скорее пассивен, чем активен.
Тревожный тип - низкая контактность, робость, неуверенность, ожидание неприятностей.
Эмотивный тип - предпочитает общение только в узком кругу избранных
Демонстративный тип - стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы.
Экзальтированный тип - легкомысленность, словоохотливость, влюбчивость.
Экстравертированный тип – открытость, высокая контактность, масса друзей, знакомых.
Интровертированный тип – закрытость, замкнутость, склонность к философствованию.
Вот теперь и попробуйте точно сформулировать, что такое – характерный актер. Если даже типов характеров 12, сколько же там еще подтипов и разных других нюансов. И ведь все это надо сыграть!
Люди, также разделяются по социальным установкам (или, как они ощущают себя в обществе), здесь людей можно условно распределить на: садистов, мазохистов, конформистов и отшельников.
Садисты – видят источники своих проблем в других людях и обществе вообще, ожесточенно борются якобы со своими «обидчиками».
Мазохисты – винят во всем только себя, занимаются самобичеванием, постоянным изнуряющим самосовершенствованием.
Конформисты – примиряются с неудачами, быстро меняют свои взгляды, активно приспосабливаются к обстоятельствам жизни.
Отшельники – не примиряются с неудачами, но, не имея сил бороться, отходят в сторону, уходят «в себя», замыкаются в своем внутреннем мире.
И, наконец, конечно все люди делятся по способности выражать свои эмоции – это всем нам знакомые: настроение, аффекты, чувства, страсть, стресс.
Настроение – слабо выраженное, долго сохраняющееся эмоциональное состояние человека (когда все относительно «нормально») – настроение может сыграть любой новичок!
Аффекты (печаль, радость, страх, гнев) – кратковременные, бурно протекающие, но быстро проходящие, сильные эмоциональные переживания. Вот так их и надо играть – бурно, но кратковременно, а не тянуть весь спектакль!
Чувства – сложнейшие сочетания разных настроений и аффектов. Поэтому, когда режиссер настаивает на игре с «чувством», пусть он попробует конкретизировать свою задачу – какие настроения, и какие из аффектов, и в каких их сочетаниях надо сыграть!?
Страсть - чрезмерно сильное, все подавляющее чувство (сочетание разных настроений, аффектов и чувств), которое человек испытывает даже помимо своей воли, которому человек полностью подчиняется. Страсть сыграть наиболее сложно, немногим это удается. Уж слишком глубоко надо войти в образ!
Стресс – комплексное негативное сочетание разных настроений, аффектов и страстей такой большой силы, что это все вместе начинает отрицательно сказываться на физическом, психологическом состоянии человека и его поведении. Это «комплексное негативное сочетание…» хорошо знакомо актером, которые отдают себя на сцене до последнего, без остатка!
Интересно, сто эмоциями управляет лимбическая система, состоящая из скопления нервных клеток, расположенных в центральной части коры головного мозга. Эта система передается строго по наследству. А значит и научиться играть эмоции, если они не передались тебе по наследству – довольно проблематично!
Так вот, оказывается, какое сложное этот понятие - личность человека! Тут и темперамент, и характер, и социальные установки и эмоции – все в одном флаконе! И пользоваться этим, невероятным по насыщенности понятием, особенно в творческой среде, надо крайне аккуратно! И хорошо бы, только в редких, исключительных случаях!