Актер, царь или раб!?
Пятница, 09 июля 2010, 15:28:46
Театр Актеры
Игорь Гудзь
«Неизбежное навязывание актеру чужих правил игры, столь же неизбежно превращает его из истинного творца в рядового ремесленника»
В книге "Работа актера над собой", Станиславский пишет: «Мы родились с этой величайшей способностью к творчеству, с этой «системой» внутри себя. Творчество - наша естественная потребность».
Почему же, приходя на сцену, актер теряет то, что так щедро дано ему природой, и вместо истинного и, в тоже время естественного творчества, начинает ломаться, притворяться, наигрывать и что-то там представлять… . Помогает «школа», профессиональная подготовка, наработанные приемы. Но, ведь это и есть ремесло! А как же полет души и фантазии … !?
Какие же причины толкают актера на путь ремесленника, но не творца, на путь «ломанья и наигрыша», а не истинного творческого прозрения?
Причины эти, скорее всего скрыты, в самой сути коллективного театрального творчества, в неизбежном навязывании актеру: не всегда свойственных его характеру и мировоззрению чужих слов и действий, сочиненных автором, не очень удачных мизансцен режиссера, несовершенных декораций или костюмов художников, посредственных звуковых и световых эффектов.
Все это, на самом деле мешает актеру раскрыть в полном объеме свои внутренние творческие резервы, данные ему от природы. Он как бы зажат в стальных тисках жесточайшего театрального процесса. Тем более, что большинство режиссеров беспощадно эксплуатируют железное правило – «шаг вправо, шаг влево…»! А иначе им нельзя! Они в ответе за всю постановку в целом!
Понятно, что все это совершенно не зависит от рядового актера! Но ведь именно он стоит на сцене, один на один со зрителем, именно он является, что называется «конечным продуктом» сложного и специфического театрального производства! Именно по его игре, в конечном счете, судят о постановке в целом! За все возможные коллективные ошибки отвечает именно он!
При этом он сам, в театральной иерархии - далеко не на первых ролях! Вот парадокс!
В сущности эти, затрудняющие работу актера атрибуты, свойственны любому театру как таковому. Все они вместе, вполне способны вызвать и, как правило, вызывают на сцене откровенную актерскую ложь, видную даже неискушенному зрителю, способны безнадежно искривить и "вывихнуть" само искусство артиста, как таковое, довести его до состояния «бессмысленного бездействия» на сцене, как ярко и коротко выражался Станиславский.
Каково же место актера в коллективном театральном творчестве? Кто и что должны помочь ему проявить свои природные творческие задатки и способности? Этот вопрос до сих пор остается открытым в театре!
И «закрывать» его, похоже, никто толком и так не собирается…!