Босиком, на слоне
Понедельник, 13 сентября 2010, 14:09:59
Театр Взаимоотношения полов
Иван Кузнецов
Рассмешить можно, только устроив праздник
Режиссер Евгений Писарев поставил в театре Пушкина комедию по пьесе Нила Саймона «Босиком по парку». Довольно простая, но очень добрая пьеса. Почти семейная! Многие так и приходят – семьями!
Нил Саймон - один из самых знаменитых американских коммерческих драматургов, Одной из первых его пьес и была «Босиком по парку» - в жанре, который теперь принято называть «романтическая комедия». И который почти исчез из репертуара московских театров.
Молодой адвокат Пол (Александр Арсеньтьев), не подумав, женится на особе, у которой плохо со здравый смыслом, а голова забита только мыслями о развлечениях и любовных утехах. Эта особа, по имени Корри (Анна Бегунова) слишком много перемещается в пространстве, слишком много говорит или кричит, слишком отчаянно жестикулирует, но, что у нее не отнять, так это чарующий аромат молодости и красоты, сама актриса божественно мила. Пол и женился-то на ней, плененный этим природным очарованием, хотя, на самом деле, это абсолютно разные люди, и они совершенно не подходят друг другу не по одному параметру. Так часто бывает в жизни!
Однако идиллия длится недолго. Новоиспеченные супруги начинают все лучше узнавать друг друга, ссоры, примирения, забавные происшествия и трагикомические откровения следуют один за другим. Отношения то будут остывать, то разгораться с новой силой. В конце концов, Кори понимает, что Пол слишком серьезен для нее. Он не способен на самые простые глупости, у него все серьезно до полного изнеможения, он ведь даже не может пройтись босиком по парку! В феврале! В Нью-Йорке! А вот это уже, совсем никуда не годится!
Другое дело их чудаковатый сосед, мистер Веласко (Андрей Соколов). Странные, восточные одеяния, диковинные кушанья - от него веет духом экзотики, чем-то настоящим, подлинным. Это поистине свободный человек. Свободный от всего, возможно и от разума тоже. А это как раз то, что и нужно Корри. Она чувствует это буквально с первых минут, она понимает всем своим существом, что встретила родственного ей человека. Именно он, Веласко нужен ей сейчас, а уже не Пол, с которым они столь жарко обнимались за минуту до этого. И если бы не подвернулась вовремя ее мама, очаровательная миссис Бэнкс, (превосходная работа Ирины Бяковой), то неизвестно чем бы все кончилось.
Декорации Марии Рыбасовой, выполненные под углом почти в 45 градусов держат зрителя в постоянном напряжении. Кажется, вот-вот, и очередной герой угодит прямо в первый ряд партера. Когда напившийся, по сюжету, Пол балансирует по краю сцены, зал замирает в ожидании, и, может быть и в предвкушении…! Но актеры держались уверенно, видимо сказались упорные тренировки (или репетиции!).
Вообще, все актеры, занятые в спектакле чувствуют себя в предложенных обстоятельствах вполне свободно. Играют изящно, стильно, органично. При этом, у каждого из героев есть какая-нибудь странность, острота и эксцентричность, своя особенность в создании образа.
Вроде бы пьеса о любви. Но, особых чувств, если не считать томных объятий и страстных поцелуев главных героев не наблюдается. По-настоящему трогает в этом спектакле мама Кори, поскольку только одна она создает на сцене образ по-настоящему любящей женщины – сначала к дочке (да и зятю!), а потом, и к стареющему хиппи. Если ее ужимки, странноватая мимика, срывающийся голос поначалу вызывает смех в зале, то финальные монологи заставляют иных и утирать слезы. Без сомнения, лучшая работа в этом спектакле.
Иногда, над стеклянной крышей их крошечной квартирки проплывает большой слон в цветастой попонке. Вспоминается фраза одного из героев старого детского мультика: «Полосатый слоненок, который летает, ну и что здесь такого!?». А и действительно, пролетает на Нью-Йорской крышей слон, да ну и ладно! Хорошо, что хоть не полосатый!
Вообще все в спектакле по-настоящему красиво. Декорации, музыка, свет. Красота распластавшихся на стеклянном скате крыши тел главных героев просто завораживает. Если б на этом спектакль бы и закончился …! Но, нет! Индийский сельский праздник, где наши герои, одетые в нечто ослепительно яркое, с гирляндами цветов на шеях и точками во лбах, пляшут вокруг выехавшего на сцену расписного слона. Вот это действие венчает постановку! Значит, все же попали в Бомбей, как и предупреждал Веласко!
Почему-то принято считать, что развеселить легче, чем вызвать слезы. Но, то развеселить, а не рассмешить. Развеселить можно и пошлостью, и скабрезностью, и примитивной непристойностью. А вот рассмешить можно, только устроив праздник, и больше никак! Евгений Писарев и поставил такой спектакль-праздник. Феерию цвета, танца, музыки, костюмов. Содержание пьесы не имеет никакого значения, все ясно с первых минут. Пьеса обладает душевностью и теплотой, легким, не назойливым юмором, причудливым сюжетом, светлым эмоциональным настроем. Эту комедию - наивную, трогательную, смешную надо просто смотреть, соучаствовать, сопереживать, может и сострадать даже в отдельных местах. И каждый найдет здесь свое, сокровенное!
Комментарии
Ну то есть спектакль - что-то вроде веселого и сентиментального водевиля. Приятный жанр, особенно если поставлен качественно и со вкусом.
2010-09-20 12:40:56прокомментировать
Все отлично, милый спектакль! но мучает вопрос! почему Пол, а не иван, почему Корри, а не Светка, Почему нью-йоркский парк, а не парк Горького. Когда про нас-то что-нибудь поставят!? Обидно, блин!...
2010-11-23 22:48:30прокомментировать
Потому что пьеса американская. Автор Нил Саймон.
2010-12-17 13:12:00прокомментировать