Денег власть – от нашей глупости!
Воскресение, 21 ноября 2010, 23:26:45
Театр спектакль
Игорь Гудзь
Золото убило больше душ, чем железо – тел!» В. Скотт
С мая этого года в Московском драматическом театре имени Рубена Симонова, в постановке Эдуарда Ливнев, идет спектакль «Золотое дно», по пьесе Д.Н. Мамина-Сибиряка «Золотопромышленники».
Начинается действие почти так же, как и все другие на схожую тему – о жизни купечества 19 века. Пьяный адвокатишко (Михаил Безобразов), неизвестно, как и почему оказавшийся в Сибири, да еше на пароходе, хотя только вчера вроде бы зашел в Нижнем в трактир, на минутку. Полусвятой, полуюродивый Харитошка (Евгений Еськов), успокаивающий его и подчующий водочкой. Сама водка – просто, как отдельно действующее лицо в спектакле: ее или пьют, или вот прямо сейчас собираются выпить, или опились ею вчера. Хорошо, что в русском языке только три времени, а не двенадцать, как в английском! Незамысловатая кадриль, праздные разговоры о богатстве, о золоте, старая, добротная мебель, и … качели, играющие тоже свою роль – то это пароход, то любовное ложе, то смертный одр, а то, и вообще - маятник судьбы.
Словом, все как обычно! Пока на сцену не врывается вихрь, по имени Анисья Тихоновна (в блестящем, бесподобном исполнении Екатерины Перевозчиковой). Искусные кружева игривых речей, роскошные округлые плечи, волнистые очертания пленительных форм, сверкающие ослепительной белизной руки, кожа, нежная, как сочная мякоть чудесного неземного плода, испепеляющий взгляд, в котором отражается вся палитра чувств и страданий, во всём ее облике чувствуется сверх всякой меры переполненность самой жизнью и необыкновенная дерзость всепоглощающей любви и страсти. Безрассудная, безудержная, ненасытная, неистовая, восторженная, клокочущая всеми страстями человеческими - все это только о ней, об Анисьи Тихоновне.
Когда Анисья удаляется на время, на сцене вновь воцаряется мир и покой, диалоги становятся неторопливыми, жесты замедленными, зал переводит дыханье. Можно посмотреть игру других актеров. Очень органичны Наталья Михина и Леонид Кравцов в ролях Лены и Васи Воротова. Собственно эти три персонажа пьесы и составляют стержень спектакля, вокруг их отношений и закручивается весь сюжет, хотя произведение, вроде бы о золотопромышленниках. Не деньги, не золото, не финансовые потоки исследует в своем спектакле Эдуард Ливнев, а души людские, имевшиеся несчастье к этому проклятому золоту прикоснуться. Тихая, добрая, чистая, бесконечно верящая людям Лена, ломающий через колено все свое нутро Вася, неистовая и глубоко несчастная Анисья Тихоновна, разоривший всех, и мучающийся от содеянного - Иван Тимофеевич Засыпкин (актер театра Вахтангова - Александр Павлов).
Любовь правит миром и нами всеми. А человеческим обществом пока к сожалению правят деньги. И не потому, что деньги - это какая-то реальная сила в отличие от любви, которая дана нам от Бога, а потому что мы сами, своей жадностью, глупостью, завистью, даём деньгам такую власть над нами. Даем власть над нами своим ничтожным страстишкам, лелеем их, взращиваем, тратим на них драгоценные мгновенья такой короткой своей жизни. А потом оказывается, что с собою ТУДА ни денег, ни золота не возьмешь, а другого ничего за душой и нет! Люди слишком увлечены этой мышиной возней, видя в этом что-то значительное, и себя, при этом - очень важными, сильными, умными, целеустремленными. Суета сует! Смешно, ей-богу! Едва слышный выстрел, Анисья распласталась на качелях, все застыли в ужасе, все кончено. Где она – эта пылающая страстью молодая цветущая Анисья? Нет ее больше, и все страсти уже не к чему!
Иду после спектакля по развеселому Старому Арбату, на сердце щемит, в висках стучит, на душе мерзко. К роскошному заведению подъезжают лимузины, современные Анисьи исчезают в вертящихся зеркальных дверях, ничего не изменилось за прошедшее столетие, кажется, что мы вернулись в 19 век или не выходили оттуда.