Зачем люди женятся!?
Суббота, 11 декабря 2010, 13:09:07
Семья СтатьиТеатр Взаимоотношения полов
Иван Кузнецов
Возможно ли искренняя любовь между супругами, прожившими долгие годы в браке? Этот вопрос так и остался без ответа

Почему угасает любовь, возможно ли жить без любви, и чем ее можно заменить? Главный герой спектакля филиала московского театра имени Пушкина «Крейцерова соната» – Мужчина (Андрей Заводюк) мечется в узком пространстве между несколькими рядами замерших от неимоверного напряжения зрителей, обращаясь то одному, то к другому, то взывая ко всем сразу! Взрывается под напором чувств, падает на пол от отчаяния, любит и ненавидит, одновременно, и злорадствует и страдает разом, обращается к богу, и тут же проклинает его! Это исповедь! Но, исповедь убийцы, которой из ревности убил свою жену, мать пятерых детей. Как могло это случиться!? Что привело к «этому ужасу, который есть»? Кто в этом виноват, наконец! И как после этого жить?
Спектакль идет всего час, зрителей в маленьком зале, не более 50 человек. Пространство сжато до нестерпимости, кажется, что и самого воздуха не хватает. И надо успеть, обязательно успеть договорить до конца, покаяться, пока не случилось что-то еще более страшное! Именно такое чувство испытываешь, глядя на блестящую во всех отношения игру Андрея Заводюка.
Ирина Петрова, исполнительница роли Женщины, играет некую абстрактную женщину, как бы защищающую сразу всех страдалиц на свете. Впрочем, Мужчина не дает ей сказать и слова, ей остается только метаться по сцене, рыдать, робко поддакивать, и разыгрывать с Мужчиной достаточно реалистичные сцены скандалов и даже изнасилования, и находить еще, при этом время вполголоса, наскоро проглатывать отрывки из духовной книги, да и то, когда деспот ненадолго уходит.
Весь спектакль – это монолог - покаяние Мужчины. От его леденящих душу слов, веет ужасом, зритель это остро чувствует. «Что заставляет людей жениться? – обращается он к залу. - Половое влечение! Что удерживает их вместе? Только дети! Что такое брак? Узаконенный блуд, скука, измены, раздражение, ненависть, мерзость! В конце они разойдутся или отравятся. А еще бывает так, что муж возьмет да и убьет жену кинжалом»!
Каждый понимает, что ужас даже не в том, что он убил. Ужас – в отчаянной безысходности, ведь все мы так живем! Любовь проходит быстро, а что остается!? Что остается между мужчиной и женщиной после двух-трех лет, так называемой любви? Уважение, привязанность, дети, совместное хозяйство? Но это же так бесконечно далеко от любви!
Главный герой и пытается втолковать несколько ошарашенным зрителям, что измена, и все, что с ней связано (ревность, выяснения отношений, трагическая развязка) – все это почти неизбежно в любой семье, независимо от происхождения, образования и социального статуса супругов. Израсходовав силы в одной любви, душа стремиться к другой, такой же страстной, безрассудной, отчаянной! А иначе – зачем жить!
Но человек убит, а, кажется, что никто не виноват! У всех есть оправдание, тот же Трухачевский, сыгранный удивительно преобразившимся, тем же Заводюком - герой достанет из карманов баночки с краской, мажет себе на закрытых глазах белки с черными зрачками, пририсовывает усики и красный мокрый рот, - абсолютно логично доказывает в суде, что у них с ней и не было ничего! И сам Мужчина обвиняет в своем преступлении не себя, не кого-нибудь, а именно погибшую жену! И, самое интересное, что зритель относится в этому с искренним пониманием! А, иногда и с сочувствием! Вот, мол, как подставили хорошего, порядочного мужчину!
Кстати, Мужчина и не выглядит в постановке затравленным, убитым осознанием своего гнусного преступления или изможденным искренним раскаянием! Все, ровно, наоборот! Красивый, импозантный, моложавый, он со вкусом одет, подвижен, энергичен, убедителен, привлекателен – и… неизвестно, на что еще способен в своем праведном обличительстве.
Получается, и измена не грех (раз ею занимаются все), и убийство – дело простое и будничное, и сам убийца – чуть ли не вершина нравственности! Такой финал оставляет некоторые вопросы к режиссеру. Что же он хотел сказать, и что бы мы хотели услышать!?
Софья Андреевна — супруга и самый близкий Толстому человек, вечная переписчица, верная помощница – вполне узнаваемый прототип “крейцеровой” драмы? “Я сама в сердце своём почувствовала, что эта повесть направлена в меня, что она сразу нанесла мне рану, унизила меня в глазах всего мира и разрушила последнюю любовь между нами!» - писала она.
Так возможно ли искренняя любовь между супругами, прожившими долгие годы в браке? Этот вопрос так и остался без ответа!
Комментарии
Даже по словам специалистов, любовь в супружеской паре ограничена, максимум 7 годами, потом привычка, дети, всякие заботы, совместное хозяйство. Любовь - это страсть прежде всего, она быстро проходит, а что остается в семье.... - ведение совместного хозяйства, как бы это все не называли. Это знают все, но помалкивают, чтобы не развенчивать красивый миф"
2010-12-12 10:41:54прокомментировать