Главный в театре - актер, но какой актер?
Пятница, 11 февраля 2011, 12:15:55
Театр Актеры
Эдуард Львович Ливнев
В процессе репетиций я вместе с артистом ищу его способ существования в каждой сцене
Наверное, немногие режиссеры признаются в этом, но я искренне считаю, что в театре, все-таки главный - актер, поскольку именно он выдает конечную продукцию, и по его игре зритель судит о качестве спектакля. Но я сразу хочу оговориться, что актер, действительно главный в театре, при одном только условии, что он – хороший актер, талантливый! К сожалению, сегодня в театре (да и разве только в театре!?), довольно много балласта, такие «актеры» совершенно спокойно могли бы и не заниматься этим делом, но есть престиж, есть звание актера, принадлежность, как бы к особой творческой категории. Если художественный руководитель видит, что данный актер, что называется, не дотягивает до нужного уровня, не вписывается в его творческую политику, от такого актера надо избавляться. А для этого нужна контрактная система, где все такие нюансы были бы оговорены! И потом, что значит режиссер «видит»!? Есть канонические признаки, по которым можно судить, пригоден человек для актерской профессии или нет. Был такой у нас в Петербурге профессор Иван Эдмундович Кох, который вообще-то преподавал сценическое движение, а нам конкретно преподавал режиссеру. Он выявил 10 признаков, по которым человек может быть пригоден к актерскому мастерству. И отсутствие в палитре хоть одного из этих признаков, исключает возможность присутствие человека в актерстве. Это – органика, пластика, воображение, степень воображения как темперамент, возможность артиста нафантазировать себе ситуацию и себя в эту ситуацию втиснуть.
В процессе репетиций я вместе с артистом ищу его способ существования в каждой сцене. Не всегда мы с актером соглашаемся, но, всегда, в конце концов, мы приходим к каким-то компромиссам. Режиссер – мастер построения борьбы, если можно так выразиться, мастер построения конфликта в пьесе, причем режиссер должен выстроить этот конфликт не в лобовом столкновении, а путем создания таких очень вязких конфликтных взаимоотношений, причем построить их надо на доминанте. На этом пути идет работа с актером с артистом по внутренней линии роли и искусство переживания – это когда актер силой своего воображения, фантазии представляет весь спектр обстоятельств, в котором живет его герой и начинает сам ощущать эти обстоятельства и его организм начинает адекватно реагировать на эти обстоятельства. И актер, таким образом, вживается в образ, это и есть искусство переживания. Понятно, что я говорю об актере талантливом.
А искусство представления – это видение на роли со стороны, отстраненно, как я играю и роль и еще, как бы со стороны наблюдаю за своим персонажем, и оцениваю поступки своего персонажа. Оба искусства имеют полное право на жизнь, например, та же ранняя Таганка – это было искусство несколько такого представления, и это был гениальный театр, а если взять десятилетие Товстоногова в БДТ, тот «Холстомер», «Пиквинский клуб» - там было искусство переживания, но очень современное, объемное, глубокое. Одно другому не противоречит.
Комментарии
Мало, кто представляет, какой путь проходит режиссер еще до самой первой встречей с актером. Сама драматургия - режиссер ищет достойный материал, невероятная по сложности и конфликтности работа с автором и сценаристом, потом представление всего этого художественному руководителю. И это только начало! Всю пьесу нужно пропустить буквально через себя, представить до мельчайших подробностей, как все это будет на сцене. Работа с художником, сценография, музыка, свет - все это на режиссере. А подбор актеров - как не ошибиться, с одной стороны, и не обидеть человека - с другой! И только тогда начинаются - застольный период, режиссер должен буквально разжевать актеру образ, а потом сами репетиции... ! Конечно, с учетом этого - режиссер главный! Вот только зрителю ничего этого не видно, он редко и фамилию режиссера-то знает.
2011-02-12 09:57:42прокомментировать