Театр пластики
Вторник, 22 марта 2011, 11:27:35
Театр Творчество
Виталий Боровик
Слияние театра и танца – это очень интересная для меня тема
Есть тема, которая мне очень интересна – это слияние театра и танца. Танца - в смысле некоего образного движения тела. Конечно, есть балет, и, вроде бы чего велосипед изобретать. Но. балет – это некая довольно строго определенная форма, набор приемов, которые отрабатываются у станка, как говорят, «вбиваются» в тело и потом до доводятся до совершенства. Знаменитая балерина Айсидора Дункан, говорила, что классический балет нарушает гармонию природной красоты тела, поскольку он существует в довольно жестких рамках. Поэтому мне ближе слово «пластика», свободное, ничем не ограниченное выражение образа через танец.
У меня с одним из моих моим коллег, есть проект, который называется «Ликвид театр». Проект этот зародился еще в Челябинске, там и сейчас есть студия-театр «Манекен», это такой «пластико-визуальный» экспериментальный театр. Ликвид театр – это вот такая история: изначально мы исходили из того, что театр рождается из некоего пространства, он ликвид – такой жидкий, текучий, то есть он вливается в пространство и создается там из ничего. Что-то вот такое мы пытались изобразить.
Вот так родился спектакль «Ликвидация». Там, понимаете, немножко нарушены все границы. Нет сцены, нет зрительного зала, нет партера, амфитеатра, вообще, и кресел-то нет! Да и самого спектакля, в привычном понимании этого слова, тоже нет! Есть некое пространство, зрители в него входят, как бы включаются в процесс. Сначала зритель - в полной темноте, вдруг, где-то включается свет, там что-то начинает происходить, зритель переходит туда. И вот так, переходя из тьмы в свет, переливаясь из одного пространства в другое, зритель своим непосредственным присутствием также влияет на все действие. Переливается в сторону света. Там финал такой: приходят люди и все, как бы, «ликвидируют», все сгорает, мы там открытый огонь используем – старый мир сгинул, новый еще не зародился, новое пространство, начальная точка мироздания… . Наверно, пока все это сложно воспринимать, новые формы искусства просто не рождаются, а порой и вообще не рождаются. Но, если в этом направлении не работать, то ничего нового никогда и не появится!
Сами сценические пространства, в прямом смысле этого слова, доставались нам тоже нелегко. Где мы только не работали с этим театром. У нас было несколько разных помещений, на первый спектакль нам вообще дали заводской цех, который до этого не работал 20 лет. Сказали – что цех этот уже сдан в эксплуатацию, но целый месяц, до того как в нем начнутся производственные работы, мы можем там играть, репетировать, только вот там «всякую грязь надо вытащить». Пришлось вытаскивать, за один только месяц работы там!
Но, в результате мы получили за этот первый свой спектакль, правда, через несколько лет, «Золотую маску» – это радостное для нас событие произошло в прошлом году, в номинации «Эксперимент». Мы с этим театрам стараемся играть в рамках самых разных мероприятий, набираемся творческого опыта, Каждый раз, что-то новое: иногда это какие-то акции, иногда - перфомансы, иногда - слава богу, и просто спектакли.
Вот недавно мы участвовали в одном интересном проекте, В Россию приезжали семь достаточно известных европейских хореографов, ставить современный танец. Они работали в Москве, Питере, в других городах. У нас был хореограф из Португалии, он приезжал на три недели всего три раза: осенью, зимой и весной, и вот он, с нашей группой из семи человек поставил танцевальный спектакль, такой несколько странный, полудраматический, полутанцевальный.
Что такое вообще пластика, танец? Это выражение состояния человека, которое он не может выразить одними только словами! Кто сказал, что наша речь настолько совершенна, что с помощью простого набора слов и фраз, мы можем в полной мере выразить все, что мы чувствуем!? Конечно же, нет! Не хватает нам слов!
Я был однажды на мастер-классе у одного японского танцора-хореографа, который рассказал, как, в то время, когда ему было около двадцати лет, его учитель спросил его, что такое реальность. Молодой человек что-то тогда попытался ответить, но, на самом деле, так ничего путного и не сказал. Так вот, мастеру сейчас - сорок пять, и он до сих пор не может ответить на этот вопрос, но та энергия, которая заставляет его искать ответ на этот вопрос, заставляет его танцевать. То есть, это его естественная потребность. Все можно выразить в танце, это целый мир, вселенная, неизведанная и не изученная. Мне кажется, что и хороший театр – это не тот, который дает ответы, а тот, который ставит вопросы, дает энергию, на то, чтобы искать ответы!