Выдающийся архитектор современности Филип Джонсон
Вторник, 08 декабря 2009, 00:14:32
Культура и искусство Взгляд на мир Творчество
Карина Пирант
Самым большим скандалом в истории домостроительства, в архитектурном мире стал проект небоскреба компании "Америкэн Телефон энд Телеграф" (АТТ) для центра Манхэттэна

Филип Джонсон был одним из самых выдающийся архитекторов - представителем интернационального стиля - направления в современной архитектуре, которое отдает предпочтение чистым геометрическим формам и конструкциям из стали и стекла. За свою долгую и плодотворную жизнь Джонсон перепробовал несколько карьер и, остановившись на архитектуре, не только построил множество значительных зданий, но и коренным образом повлиял на формирование нескольких поколений архитекторов.
Мировоззрение и личная жизнь архитектора были достаточно скандальными - Филип Джонсон был открытым гомосексуалиом, а в молодости - убежденным сторонником нацизма. Впоследствии он переменил взгляды и говорил, что это была "абсолютная, непростительная глупость" с его стороны.
Первые собственные сооружения Джонсона и по общему замыслу, и в деталях можно принять за разработки идей или неосуществленных проектов его знаменитого учителя - Мис ван дер Роэ, который уже в течение шести лет работает над одним из своих программных сооружений - домом Фарнсворт - стеклянным объемом, заключенным между двумя плоскостями перекрытий, поднятыми над землей на восьми столбах. Под впечатлением этого сооружения Джонсон в 1949 году строит собственный "Стеклянный дом" в Нью-Канаане.
Строительство нью-йоркского театрального комплекса Линкольн-центр (1962) - весьма примечательное событие в архитектуре второй половины столетия. Это - кульминационный пункт развития американского неоклассицизма: все его негативные черты запечатлены здесь в самой концентрированной форме. Но и здесь Джонсон не без основания ставит себе в заслугу создание в театре впечатляющих пространств и в первую очередь огромного праздничного фойе, которого еще не знал Нью-Йорк.
В 1970-е годы Джонсон работал в столь многообразных и несопоставимых одна с другой манерах, что его творчество невозможно охарактеризовать какими-либо определенными стилистическими терминами.
Самым большим скандалом в истории домостроительства, в архитектурном мире стал проект небоскреба компании "Америкэн Телефон энд Телеграф" (АТТ) для центра Манхэттэна. Это сооружение в высшей степени характерно для позднего Джонсона. В целом новый супернебоскреб стал заметной вехой скорее в силуэте Манхэттэна, чем в движении постмодернизма, вопреки ожиданиям его адептов. В то время как критические страсти полыхали вокруг АТТ - вначале проекта, а затем строящегося здания, в центре Хьюстона выросло новое, еще более крупное и в некотором смысле более красноречивое здание Джонсона - небоскреб, точнее комплекс, Рипаблик-бэнк-сентр. В здании странно сплавились мотивы ренессансного палаццо и североевропейской готической ратуши с уступчатыми щипцами, фантазии Пиранези и Леду.
Там же, в Хьюстоне, был возведен еще один небоскреб Джонсона - Транско-тауэр. 65-этажное здание изначально задумывалось как ориентир, градостроительная доминанта в куда более низком окружении, где строения не превышали двадцать пять этажей. Еще один из завершенных в 1980-е годы проектов, который характерен для "постклассицистских", романтизирующих тенденций позднего Джонсона, - комплекс РРО-плейс в Питтсбурге. "Зеркальная готическая симфония" - явление действительно экстраординарное, даже на фоне броско рекламной архитектуры США.
Пожалуй, наибольшее внимание профессиональной критики привлек в середине 1980-х годов проект застройки Таймс-сквер в Нью-Йорке (1983) четырьмя разновысокими башнями (от 210 до 90 метров высотой) вокруг павильона метро, каждый из фасадов которых сформирован ступенчатыми по рисунку "ширмами" из известняка, как бы наложенными на фон стеклянных навесных стен, и высокими, мансардными по форме стеклянными завершениями.