Над чем смеемся...господа!?
Суббота, 25 февраля 2012, 13:08:21
Театр зритель
Игорь Гудзь
Именно в нашем собственном поведении в театре, а не в легковесной пьеске, как обычно думают, … и заключена настоящая комедия … !
Репертуар театров перенасыщен разного уровня комедиями. От примитивных водевилей до такого же рода пьес, но уже с некоторым философским уклоном. Всегда остается загадкой для простого зрителя, что заставляет художественных руководителей выбирать для постановки именно эту, а не другую пьесу. Но, поскольку сам театр, во всяком случае, российский, вырос из ярмарочных балаганов, присутствие в афишах комедий выглядит вполне естественным явлением. Россиянам никогда не жилось легко, а веселая история о приключениях какого-нибудь недотепы, хоть на время отвлекает от суровой действительности! И от излишних раздумий о настоящей жизни – уводит тоже!
Что же так веселит нас в комедиях. Почему, все-таки зритель искренне хохочет при виде неудачно упавшего героя, вместо того, чтобы, например, посочувствовать ему!? Еще великий Аристотель говорил, комедия – есть подражание худшим людям, поскольку все их приключения – это или досадная ошибка, нелепица, или просто безобразие, и наш снисходительный, а часто и одобрительный смех как бы возводят эти людские пороки в ранг чего-то высокого! И действительно! В жизни мы с отвращением относимся к пьяницам, лгунам, мздоимцам, а в театре мы над их проделками добродушно посмеиваемся и, в конце даже рукоплещем. То есть, в каком-то смысле, неосознанно, становимся на их сторону, интуитивно подражаем им! Вот как все интересно!
Кто же именно «подражает худшим людям» и зачем? Комический артист, которого мы часто обожаем, он вроде бы преследует самую благую цель – изобразить перед нами, зрителями зло или несовершенство во всей его неприглядности с тем, чтобы мы «уничтожили» его смехом и испытали торжество от нашей победы над этим злом.
Но, все мы, и артисты и зрители, глубоко ошибаемся!
Психологи говорят, что всякое смешное – это ситуация зла, происходящая с кем-то другим (главным героем), а наблюдатель (или зритель) чисто интуитивно, но предельно эгоистически радуется собственной безопасности. Не с ним это происходит, а с кем-то другим! Получается, что превосходство, злорадство, торжество над дурным – в этом и есть причина нашего удовольствия, ради этого и пишутся, и ставятся комедии! И ради этого мы ходим на комедии!
Мы ведь четко распознаем намерение актера – пусть не осознано, но все же навязать нам под видом комичного нечто низкопробное, не соответствующее здравому смыслу, приличиям, вкусу. Надо бы отвернуться и уйти, но ведь могут обвинить в отсутствии чувства юмора! Разве мы можем это допустить!?
И вот тут-то и наступает решительный момент. Нам предлагают свернуть с пути истинного, преодолеть некоторое внутреннее сопротивление, не воспринимать весь этот бред (то есть комедию!), как мы восприняли бы все это в настоящей жизни! То есть, на самом деле, позволить элементарно одурачить себя! И мы с удовольствием позволяем!
Именно в нашем собственном поведении, а не в легковесной пьеске, как обычно думают, и заключена настоящая комедия. Зритель отлично понимает, что ему со сцены врут, что его дурачат, заставляют поверить во всякую чушь! Сознавая несерьезность, никчемность, и даже пошлость всего этого, тем не менее, он идет на комедию, с искренним удовольствием наблюдает за действием, взахлеб хохочет вместе со всеми, и долго не отпускает, тех, кто его два часа дурачил, устраивая овации! Вот где истинная комедия, но, что-то никто об этом человеческом феномене не пишет и не ставит пьес. Почему интересно!?