Либретто
Четверг, 05 апреля 2012, 18:13:27
Театр Актеры
Светлана Сергеевна Криницкая
Меняются тексты, обстановка, мизансцены, хореография, декорации, одежда артистов, а музыка остается все той же. Она неприкосновенна!
Либретто (в переводе с итальянского – книжечка) - это просто словесный текст любого музыкально-драматического произведения — оперы, оперетты. Название связано с тем, что раньше оперные либретто часто выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек и вручались им, как сейчас программка. Что интересно, музыка в одном и том же произведении остается неизменной, а вот тексты и само действие может варьироваться в зависимости от фантазии и таланта либреттиста. Поэтому в афишах и пишут: оперетта «Веселая вдова», музыка Ф. Легара, либретто и стихи - автора такого-то. Первое либретто к «Весёлой вдове» написали Виктор Леон и Лео Штейн еще в 1995 году, и с тех пор во всем мире было написано десятки самых разных либретто на эту гениальную музыку. В зависимости от времени, страны, нравов, обычаев. Меняются тексты, обстановка, мизансцены, хореография, декорации, одежда артистов, а музыка остается все той же. Она неприкосновенна, даже тональность нельзя изменить. И это очень важно! У нас в театре работают прекрасные либреттисты, например, Инна Александровна Гулиева, она очень талантливый человек, актриса, педагог, режиссер, вот она делает наиболее адаптированные к современной действительности либретто, даже к таким классическим, я бы сказала, каноническим опереттам, как «Марица» и другие. А Алексей Кортнев, например, сейчас ставит «Орфей в аду» Оффенбаха, сложнейший, масштабный спектакль, оперу по совершенно мюзикловскому либретто, которое он сам и сочинил. Понимаете, звучит гениальная музыка Оффенбаха, а под нее что-то там делается в манере «Comedy-club»… . Я не знаю, что из этого получится! А бывало так, что одно и то же либретто использовалось несколькими разными композиторами, настолько оно оказалось совершенным. В идеале, конечно, хорошо бы, чтоб автором либретто был сам композитор, но это встречается крайне редко: Бородин создал либретто своей оперы «Князь Игорь», сам написал либретто для «Бориса Годунова» и «Хованщины» Мусоргский – но, это же, действительно гении!