Получать удовольствие от роли
Суббота, 07 апреля 2012, 12:45:31
Театр Актеры
Константин Валерьевич Богданов
Кому я интересен-то, я – как я!?
Мне нравится играть так называемые «характерные» роли (в прочем других ролей я не играл, и играть не умею), и чем дальше этот образ от меня самого, тем интересней мне такую роль играть! Когда мне предлагают «сыграть от себя», мне это даже как-то трудно понять. Кому я интересен-то, я – как я!? Хотя, что значит «я», не «я»? Личностный мир любого человека столь емок и глубок, а, так называемое, подсознание не исследовано до сих пор и потому, мне кажется, в человеке есть ВСЕ, и задача актера вытащить из этого Всё – то, что необходимо для роли. Например, в спектакле режиссера Карена Нерсисяна («Старый театр») по пьесе «Тесный мир» Сергея Носова я играю 5 ролей, в спектакле «Страшилки обыкновенные» того же Носова - 9 ролей. Спектакли состоят из разных историй, идущих одна за другой. Грим не меняется, костюмы меняются минимально, персонажи – от Деда Мороза до Чикатило. И нам, артистам, доставляет огромное удовольствие существовать в этой психофизической мозаике. И чем больше притворяешься, уходишь от самого себя, тем интересней существовать на сцене. Получать удовольствие от роли, это не значит думать на сцене – какой ты молодец, и как у тебя получается. Это процесс, совместный со зрителем, это общая игра, и обязательно по общим правилам. Театр – это обман, все это знают – и мы, и зритель, и все эти, почти детские, правила игры добровольно принимают. Если твой персонаж страдает, льет слезы, рвет на себе волосы, это не значит, что страдаешь ты, ты в это время получаешь радость сопереживания образу, и зритель сопереживает образу, а не тебе, артисту. Если же артист страдает сам, и выходит на сцену мучить и терзать себя - это близко к патологии, впрочем это мое мнение. Михаил Чехов (припоминаю не дословно, извините) предлагал актерам видеть себя на сцене в трех «человеках» - один играет на сцене, другой – рядом, наблюдает его игру, а третий – под потолком, смотрит на них обоих сверху. Это, наверное, отличается от системы Станиславского, но мне это ближе.