NRGBLOG.RU - это не новости, энержи блог (энерджи блог) - это жизнь

Эксперимент Ширвиндта

Воскресение, 06 июня 2010, 11:05:21
Театр Премьера

Игорь Гудзь

Яркий, шумный, незабываемый праздник. С подколками, приколами и подковырками, чем всегда славились отдельные актеры театра.

Истинно сатирическое, на злобу…, изобличающее пороки сегодняшнего дня.

Триумф на Триумфальной, спектакль театра Сатиры

Яркий, шумный, незабываемый праздник. Буйство красок, фантазий, молодости. Радость, счастливые слезы, искренний смех, нежные воспоминания. Праздничный театральный марафон!

О чем это мы? Так о триумфе же! Как вы не догадались!?

О Триумфе на Триумфальной площади, по адресу: Москва, Триумфальная пл. д.1.

Любовь к озорным капустникам худрук театра Сатиры А.А. Ширвиндт сохранил и по сей день

Если кто не знает, по этому адресу проживает московский академический театр Сатиры. И давно, кстати, проживает театр. Целых 85 лет уже театру-то! Хоть и не юбилей еще, но все-таки дата!

Собственно, в связи с ДАТОЙ, на тот момент, у театра было, видимо, два пути, на выбор. Первый - сделать нечто монументальное. Всеми ожидаемое! Подобающее случаю! Истинно сатирическое, на злобу…, изобличающее пороки сегодняшнего дня.

Темы у всех на языке. Вот тебе чиновник, падающий в обморок, прикинув сумму отката, вот писака – флюгер на все времена, вот доблестный правоохранитель, крышующий уличный сортир. А вот и актеришка, промышляющий исключительно по солидным клиентам.

Да много чего, можно было показать и высмеять! В наше-то, мягко говоря, не совсем однозначное время! На то он и театр Сатиры! С большой буквы!

Позвать начальство! Вот мол, все - по теме, поле видим, базар фильтруем, идем в русле. Какие будут пожелания, замечания, рекомендации!? Поправим…, учтем…! Именно так бы и поступил сегодня серьезный худрук серьезного столичного театра. Да еще – академического! И правильно бы сделал! И очень практично, кстати!

Но Александр Анатольевич Ширвиндт не просто серьезный худрук, он еще и веселый худрук. Искренне исповедующий старую истину, что самые большие глупости делают люди с самыми серьезными лицами. И еще он очень жизнерадостный человек. И потому, выкурив не один десяток своих знаменитых трубок, решил он тогда пойти другим путем.

Дата-то у театра! Е - мае!!! Так и говорить надо про театр, про его историю, про его победы и взлеты! Про его детей – актеров! А про наши беды нынешние могут и другие сказать! Есть кому!

Ольга Аросева – актриса-легенда,Триумф на Триумфальной, спектакль театра Сатиры

И видимо, припомнил тогда худрук театра А.А. Ширвиндт, устало прикрыв глаза, яркие мгновения своей достаточно плотно насыщенной молодости. Еще в студенческие годы молодой Саша Ширвиндт активно занимался так называемыми "капустниками". Причем, театральными!

Понятно, что капустники, это отнюдь не изобретение, даже такого талантливого человека, как А.А. Ширвиндт. Капустник, как веселое народное пародийное представление на злобу дня, пришел к нам с еще более глубоких времен, чем даже дореволюционные.

Еще 300 лет назад!!! во Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Казанской губерниях, на Урале, в Сибири капустником, или «капусткой», называли рубку капусты для засолки на зиму. И происходил этот процесс не просто так, а "с помочью", то есть с приглашением в помощь соседей и односельчан, и, обязательно, со следующей вслед за этим вечеринкой, для всех участников. Обильные возлияния сопровождались песнями, частушками, плясками. Изюминкой же всего этого мероприятия было веселое подшучивание над ленивыми, нерадивыми рубщиками, с пародийным изображением некоторых их неудачных действий.

Вот, откуда еще она к нам пришла, сатира-то!

Присмотревшись к народу, артисты театров тоже организовали что-то подобное. Во время Великого поста театральные актеры со всей России съезжались в столицу для встречи с антрепренерами, заключения новых контрактов. Вечерами они собирались в кабачках, где заказывали самую дешевую постную еду: пироги с капустой – КАПУСТНИКИ.

Во время таких посиделок они веселились, показывая друг другу пародии на известных лиц, рассказывали веселые истории, анекдоты. Со временем слово «капустник» стало обозначать не столько пирог с капустой, сколько само веселое театральное представление.

В начале 1920-х годов, К.С. Станиславский написал в своей книге "Моя жизнь в искусстве": "9 февраля 1910 г. состоялся первый платный "капустник", с продажей билетов в пользу наиболее нуждающихся артистов театра".

Вот! Вот, о чем задумался Александр Анатольевич Ширвиндт! Не о дате, не о русле, не о начальстве! А о традициях! Как и положено настоящему российскому актеру! И о народе! Назад к народу! Или, вперед к народу! Кому как нравится, разницы мало!

Самые сатирические действа создаются люди с самыми серьезными лицами

К тому же, можно подозревать, что тайную любовь к озорным капустникам худрук театра Сатиры А.А. Ширвиндт сохранил и по сей день. И только ждал подходящего случая!

Ну, традиции – это хорошо! Но, все же, капустники – старая песня. Триста лет – это не шутки! Надо хоть обозвать-то по-новому! Например, хорошее слово – обозрение! Раньше был журнал такой – «Театральное обозрение». Сейчас пропал куда-то, но добрая память о нем осталась. Вот, хотя бы в честь хорошего, доброго театрального журнала, например!

Надо сказать, что, начиная с 1924 года, в репертуаре театра Сатиры преобладали именно обозрения - политические, бытовые, иногда пародийные. Так что, и здесь – прямое продолжение традиций, уже самого театра!

Вот таким чудесным образом, все, наверное, и совпало! И старые традиции капустников, и обозренческие традиции самого театра Сатиры, ну, а повеселиться от души, с размахом - наша самая главная российская традиция!

Итак, обозрение! Веселое, праздничное, иронично-сатиричное обозрение по истории театра. С песнями, плясками, шутками, частушками, куплетами. С подколками, приколами и подковырками, чем всегда славились отдельные актеры театра. И с тихими, незаметными постороннему взгляду «расколами»!

Участвуют все – и самые заслуженные, и те, кто только вчера пришел! И, конечно, сам он – А.А. Ширвиндт! И уборщицы, и костюмерщицы, и пожарные. И еще музыканты! Никаких фонограмм! Пусть дудят в дуду натуральным образом!

Когда план намечен, жить становится легче и веселее! Нужен не просто успех! Нужен триумф - победное торжество славы (по словарю). Уж что-что, а славы-то театру Сатиры хватало во все времена! И побед тоже! Только надо все вспомнить, никого не забыть!

Авторский коллектив, под руководством Александра Анатольевича Ширвиндта: Сергей Плотов, Сергей Коковкин, Юрий Васильев, Георгий Юнгвальд-Хилькевич, Алексей Колган и Сергей Колпаков, совместными усилиями сочинили сценарий юбилейного обозрения – своеобразную музыкально - историческую летопись театра с 1924 по 2004 годы. В ней вспоминались самые разные вехи театра: и первое "Обозрение с точки зрения", и "Маленькие комедии большого дома", и "Лев Гурыч Синичкин", и "Самоубийца", и водевили, и многое, многое другое.

Музыкальная часть обозрения, (а это львиная доля будущего триумфа!) была поручена талантливому композитору, заведующим музыкальной частью театра Андрею Семёнову, кстати, ученику Геннадия Гладкова. В 2007 году Андреем Семёновым была даже написана книга «Геннадий Гладков. Книга о весёлом композиторе». Надо сказать, что Андрей Семенов и сам не менее веселый человек. Хотя творческий путь его более чем серьезный. Им написаны 6 «полнометражных» опер и цикл «27 опер Андрея Семёнова» (маленькие оперы), более 15-ти мюзиклов и оперетт, 2 симфонии, музыка более чем к 30-ти драматическим спектаклям, таких театров, как «Эрмитаж», «Сатирикон», Сатиры, театр Эстрады, «Ромэн».

Музыкальной части обозрения был отдан приоритет не просто так. Блистательная музыка была в репертуаре театра всегда, во все времена. Ведь для театра Сатиры писали многие не просто известные, а уже ныне легендарные композиторы, в числе которых Никита Богословский, Владимир Дашкевич, Давид Тухманов, Родион Щедрин! А Исаак Дунаевский, например, вообще много лет проработал заведующим музыкальной частью театра Сатиры.

Труды всего творческого коллектива театра не пропали даром. Да и не могли пропасть, с такими талантами! Триумф состоялся! И это не преувеличение! Не нахальство, как выразился сам А.А. Ширвиндт! Такого яркого зрелища, действительно давно не было видно на театральном горизонте Москвы!

А ведь знаете, такого Триуфа могло и не случиться!

Если бы не Андрей Семенов со своим оркестром, с самого начала ставшим одним из полноправных коллективных участников спектакля. Без ведущего - Юрия Васильева, буквально искрящегося в самых разнообразных ипостасях, ничего путного не вышло. Не появись на сцене Ольга Аросева и Вера Васильева – спектакль вообще мог провалиться! А без Михаила Державина – ну, сами понимаете! Полный каюк! Если не сказать больше! Три прекрасных дамы в красном – зал просто онемел, а потом взорвался, как сумасшедший. Пеппи заставила прослезиться даже самых отъявленных!

Зритель все действие ритмично поводил плечами и подрыгивал ногами. Еще бы, такой драйв, никаких замедлений, сумасшедший ритм – как и сама история театра!

Молодежь, талантливая, красивая, великолепная, блистательная молодежь задавала этот темп. Молодые артисты театра отработали на славу! Роман Вьюшкин, Вероника Агапова, Евгений Толоконников, Светлана Малюкова, Евгений Хазов и многие другие просто блистали на сцене, мгновенно перевоплощаясь в самых разных героев прошлых лет. Само будущее как бы ворвалось на сцену, буйствовало и переливалось невероятными по красоте красками.

Музыкальное театральное обозрение, это не просто спектакль, здесь сосредоточен дух нескольких десятков постановок прошлых лет. Актеры, в течение двух часов, играют по несколько ролей каждый. И каждую такую роль – на всю катушка, с полной отдачей. Буквально – тест на актерский театральный профессионализм! И еще, извините, на элементарную выносливость.

А что касается недостатков нашего времени, так оказалось, что все это уже было. И это предвидел всевидящий худрук Александр Анатольевич Ширвиндт! Все это давным-давно было изобличено и высмеяно в прошлых постановках театра. Ничего особенно не изменилось с 1924 года. Те же речи, те же поступки, те же жесты, и даже одежда – все та же! Суета сует!

Триумф! Феерия танца, вокала, музыки, искрометных диалогов волшебным облаком буквально окутывала зал, вызывало живейшее участие пришедших на спектакль людей. Добрая улыбка не сходила с лица зрителя в течение всего представления.

А ведь это главное! В таком театре, как театр Сатиры! Под занавес зрители аплодируют стоя. Это не часто бывает в театрах! Это дорогого стоит!

И вот ведь парадокс! Хотели обозреть историю, а высветили будущее! Вот, что значит, решиться на эксперимент. Слава мудрому худруку Ширвиндту!

Кто-то сказал, что театр рождается, взрослеет и умирает, как человек. И человек-то не умирает, а продолжается в его детях и внуках. Что уж там говорить о театре!? Да еще о театре Сатиры!

Пока есть ТАКАЯ молодежь, пока есть ТАКИЕ учителя, пока возможны ТАКИЕ эксперименты – московский академический театр Сатиры жив, и будет жить вечно!!

Комментарии

Каждый Ваш спектакль это праздник, а это главное для театра. Я хотела бы пожелать Александру Анатольевичу и всей труппе так держать! Большое спасибо, здоровья вам и творческого вдохновения! Очень волнуюсь...
Галина2010-07-24 17:18:53прокомментировать

Поздравляю с началом эксперимента на злобу дня...Наибольшую "злобу" у меня вызвал "Орнифль" "Распутник" и ...убийство", ну и конечно остальные...Приятно провела время.Спасибо и успехов Вам!
Галина2010-09-30 00:56:10прокомментировать

Театр сатиры, в котором нет сатиры! Вдумайтесь! Только один юмор, а этот спектакль Ширвиндта- капустник! Не понимаете разницы между сатирой и юмором? Не можете найти настоящие сатирические комедии? Хотя бы поищите их в Интернете! Позор! Даже название театра пишете неправильно, ведь название пишут с большой буквы" Театр сатиры".
Сергей2010-11-04 16:10:04прокомментировать

Музыка, песни и пляски, визуальный ряд... Все это вместо сатирической комедии!Это театр компромиса, который не готов к серьезному разговору о наболевшем! Который лишь ставит одни капустники! В то время, когда так мого того, что нужно высмеять! Достаточно назвать старый спектакль о Швейке, который стал еще одним капустник. А можно в нем поговорить о вреде войны, высмеять бюрократию, как в романе Гашека, но вместо этого со сцены неслись песенки о клистире и прочем... ПОЗОР!!!
Сергей2010-11-04 16:14:07прокомментировать

Уважаемый!
А Вы не устали, что все информационные источники трактуют наболевшее? Вы хотите, чтобы театр Сатиры стал подобием Вестей? Побойтесь Бога! Приходя в Театр, а в Сатиру, а частности, отдыхаешь душой и абстрагируешься от того, что мы все вынуждены "пропускать" через себя. Так что подумайте, прежде чем пытаться (!) критиковать качественную работу всей труппы Театра.
Елена2010-12-24 17:48:58прокомментировать

"Триумф на Триумфальной" - это прежде всего путешествие по музыкальной биографии театра. Вслушайтесь - кто писал для спектаклей песни и музыку. Это воспоминание о прошлом, дань памяти ушедшим спектаклям, ушедшим актерам. Сатировцы помнят прошлое. А еще, Ширвиндт вывел на сцену молодняк и старшее поколение. Кроме Васильева в спектакле нет ни одного актера среднего поколения, на которых сейчас лежит репертуар - ни Лагутина, ни Добронравова, ни Яковлевой, Ильиной, Зенина, Рябовой. Это спектакль- память, вспоминают уходящие, принимают эстафету начинающие. Ход по-моему очень хороший. И как-то все с юмором. А что касается сатиры как жанра, то он гораздо шире, чем гастарбайтеры, война и снег на улице. Театр - не киножурналь "Фитиль" и не "Крокодил". Кстати, в Сатире есть несколько очень хороших не сатирических комедий, в том числе и "Укрощение строптивой", и "Хозяйка гостиницы", и "Нэнси", и "Таланты и поклонники". Спектакли качества отменного, смешные и неглупые. Так что идите в театр и не бранитесь.
феня2010-12-29 13:25:10

Тогда он должен быть не Театром сатиры, а театром музыки, Театром развлечений!
Сергей2011-04-09 14:37:54

Не устал, Лена! Вы ответили по просьбе старого Ширвиндта, который забыл, что такое современные сатирические комедии? Который забыл традиции русского театра, постановки Чехова, Гоголя и Островского, которые писали в свое время пьесы на их СОВРЕМЕННУЮ ТЕМУ для ИХ СОВРЕМЕННИКОВ? А теперь мы вынуждены смотреть лишь старые пьесы?
Сергей2011-04-10 17:07:47

Нынешний театр Сатиры - "это театр компромисса", на сколько точно и ёмко охарактеризовал его Сергей. Сегодня театр деградировал, то ли по причине деградации сатиры в целом и подмены её понятием "юмор", то ли из-за боязни, или бонального неумения художественного руководителя и режиссёров видеть сатиру в современной жизни. Театр скатился от серьёзных спектаклей к капустникам, конечно это печально... Александр Анатольевич пошёл по более лёгкому пути, упрощению репертуара и увы это при том что в обойме театра остаются такие звёзды как Аросева, Архипова, Васильева, Селезнёва, Шарыкина, Державин и др.. Ширвиндт изжил себя как художественный руководитель, он устал это чувствуется... Последние 10 лет проходит под знаком явного репертуарного и творческого кризиса театра Сатиры... Надеюсь на то, что когда-нибудь театр вновь станет одним из самых популярных театров страны.
Николай2011-01-08 00:46:22прокомментировать

Театр сатиры превратился в Театр хохмы, Театр капустника. Ширвиндт разучился понимать, что такое сатира и что такое юмор.
Сергей2011-04-09 14:47:03прокомментировать

Театр сатиры не знает, что ставить, кроме капустников? Нам предлагают абстрагироваться от действительности, как страусы. пряча голову в песок? А Вы забыли пьесы Гоголя, Чехова,Островского, которые писали пьесы на СОВРЕМЕННУЮ ТЕМУ для своих СОВРЕМЕННИКОВ?! Позор такому Театру хохмы! Хотите стать подобием Театра Петросяна?
Сергей2011-04-09 14:53:24прокомментировать

Театр сатиры поставил новый капустник вместо современной сатирической комедии, сами написали текст, сами сыграли, мол, сами с усами, сами получили авторские денежки.Лишь бы не иметь дело с современными драматургами, лишь бы не платить им! К чему искать новые современные сатирические комедии, когда сами якобы могем?! Позор!
Сергей2011-04-10 15:19:41прокомментировать

Понимаете Сергей, нельзя рассматривать сатиру слишком буквально. Конечно, Александру Ширвиндту не составило бы большого труда поставить кучу примитивных спектаклей на тему гаишников или чиновников-взяточников. отхлестать их по щекам смехом. таких темок полно на каждом шагу. Но это был бы не театр, а Агитпром. Так было в "Фитиле" советских времен. Посмотрите спектакли театра "Люпофь", "Смерть анархиста", "Хозяйка гостиницы" - это вещи о том, как люди становятся теми или другими, какие внутренние пружины двигают ими. А что касается "Триумфа" - конечно, это своеобразный капустник, путешествие по театру разных времен, и поставлен он к юбилею, и никто не говорит, что это шедевр. Тогда надо было отменить и, как Вы говорите "капустник". посвященный 70-летию Андрея Миронова, которого, ксати, стали подзабывать... ! Может и нестоит броссаться такими словами, как "позор" в заслуженных людей. мне кажется, позор - все то, что твориться на ТВ, например, и в антрепризах. Хотя это мое частное мнение.
Игорь Гудзь2011-04-17 22:57:04прокомментировать

Игорь, вы меня умиляете! Нашли главных жуликов - гаишников и чиновников. Страну миллиардами разворовывают, разрушают. Уже нет промышленности (одна отвёртка), сельского хозяйства (огурцы закупаем в Китае и в Турции), добивают образование, медицину и культуру (ТВ, вы правы, жуткое - дебильные шоу, кино-кровь потоком, порнография на экране). Население России вымирает из-за обнищания. И кто всё это допускает, делает хорошую мину при плохой игре? Об этом подумайте.
А Сергей прав - с капустниками перебор в театре Сатиры. Появляются хорошие спектакли такие, как "Между светом и тенью", но они, конечно, несколько в стороне от генерального курса этого театра.
Вика2011-06-04 12:17:01

+ Увеличить текст− Уменьшить текст

|

Интересы

Темы

Ключевые слова

Театры

Новое

12 последних постов

Суббота, 19 октября 2013, 21:12:13Мария ФедосоваВперед...по спирали!

Суббота, 19 октября 2013, 21:09:06Олег Анатольевич КассинГлавное – сделать мир лучше!

Суббота, 19 октября 2013, 20:56:44Наталья Михайлова,Все...за любовь!

Суббота, 19 октября 2013, 20:49:57Владислав Андреевич КирюхинРоли не даются ...легко!

Суббота, 19 октября 2013, 20:41:22Екатерина Викторовна МолоховскаяЯ всегда ... мучаюсь!

Суббота, 19 октября 2013, 20:38:31Светлана ИозефийРазглядеть свою судьбу....!

Суббота, 19 октября 2013, 20:34:17Владислав ДемченкоЯ - очень ранимый...!

Воскресение, 29 сентября 2013, 09:08:55Елена ПодкаминскаяА иначе....я как маленький зверек!

Воскресение, 29 сентября 2013, 09:04:15Эстер Геннадьевна ЛамзинаТеатр -психолог

Воскресение, 29 сентября 2013, 09:00:34Александр Геннадьевич КаминскийОперетта - это блеск и шик!

Воскресение, 29 сентября 2013, 08:57:55Марина КазанковаНадо, что зритель нас ...понимал

Воскресение, 29 сентября 2013, 08:54:06Валерия Геннадьевна ПоляковаРоль

Обсуждаемое

6 горячих постов

Понедельник, 07 февраля 2011, 12:11:20Виктор Викторович РаковМастер сцены (21)Без работы и труда не станешь мастером сцены. Еще в советские времена было такое полуофициальное понятие. Сказать, что я все могу, очень самонадеянное заявление для актера.

Вторник, 25 января 2011, 10:33:07Федор Викторович ДобронравовСлава и популярность (20)Мне кажется, слава приходит в конце жизни. Когда только одно имя или фамилия говорит о человеке все. Про интонацию, рост, вес, ну про все.

Четверг, 17 февраля 2011, 11:20:10Андрей Евгеньевич ЛеоновШкольная мечта (17)«Не надо начинать свою карьеру с ролей прекрасно сыгранных, гениально сыгранных другими актерами», М.Захаров

Воскресение, 16 января 2011, 15:14:58Эдуард Львович ЛивневВыбор пьесы для постановки (16)Выбор пьесы – это всегда стечение многих обстоятельств и мнений, объективных и субъектиных

Воскресение, 06 июня 2010, 11:05:21Игорь ГудзьЭксперимент Ширвиндта (14)Яркий, шумный, незабываемый праздник. С подколками, приколами и подковырками, чем всегда славились отдельные актеры театра.

Среда, 24 ноября 2010, 19:56:37Геннадий Викторович КозловТри памятных дня. Вена. Австрия. (14)Три дня в Вене. Здесь хорошо, красиво, уютно. Здорово!

блоггеры

Все а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я  

©2009 NRGBLOG.RU - это не новости, энержи блог (энерджи блог) - это жизнь

Информация от спонсора проекта: контактные линзы в интернет магазине Lensmart с доставкой по Москве