Заставить думать!
Среда, 16 июня 2010, 22:46:44
Максим Владимирович Усачев
Самая, может быть, интересная из всех моих ролей в театре – роль толстого, нескладного очкарика, по прозвищу Хрюша, в спектакле нашего театра «Повелитель мух»!
«Повелитель мух» - это философская притча нобелевского лауреата Уильяма Голдинга, он написал ее еще в 1954 году. Сейчас - это классика мировой литературы ХХ века.
Психологи говорят, что большинство детей жестоки от природы
«Повелитель мух», — как говорил сам автор,- «… это книга, которую я счел разумным написать после войны, когда все вокруг благодарили Бога, что они не стали тогда нацистами? И что нацизма не будет больше никогда! Что это просто невозможно, по определению! И вот я изобразил хорошо воспитанных, благопристойных, благочестивых английских мальчиков - подростков, поставил их в определенные, экстремальные, опасные для их жизни условия, и … !»
Среди главных создателей этого спектакля музыкальный руководитель и дирижер, заслуженный артист России Андрей Яковлев, режиссер-постановщик Валерий Меркулов.
Художники Анна и Анатолий Нежные использовали в своей сценографии все возможности нашего театра, создавая эффект присутствия и участия зрителей в происходящем действии. Музыка композитора Подгайца органично соединяет современные ритмы и классические формы, она легко запоминается, при этом одновременно и экспрессивна, и симфонична.
В «Повелителе мух», у актеров нашего театра, был, собственно, одна задача – развернуть сознание нашего молодого зрителя, у которого сегодня полностью утратились моральные и нравственные ориентиры, в сторону понимания того, что такое, на самом деле зло и добро. К чему могут привести, на первый взгляд совершенно невинные забавы, которые человека буквально превращают в животное.
Мы и сами много размышляли по этому поводу, искали особые способы подачи материала зрителю. Вообще психологи говорят, что большинство детей жестоки от природы, я учился в пединституте и могу это подтвердить. К сожалению, это так! Понятие доброты приходит к ребенку позже.
А что происходит, когда они еще и наблюдают насилие, везде, где только можно! На экране, в интернете, везде – они укрепляются в сознании, что это правильно, мир жесток, и выживают в нем только сильные и жестокие. А мягкие, добрые, податливые - гибнут.
Возьмите, хотя бы, на первый взгляд, совершенно безобидный мультик «Том и Джерри». Там насилие, ну, просто на каждом миллиметре пленки. Каждую секунду герои бьют друг друга, унижают, гробят, устраивают всякие гадости. И как мы все веселимся, и как заразительно детки наши хохочут. Вон как он его двинул, а как тот его треснул! Отлично! Весело! Мальчик выходит на улицу, и что он там делает? Да просто, механически повторяет увиденное только что на экране. Это принцип поведения ребенка. Увидел – понравилось – надо попробовать самому!
Когда дети находятся в своей детской или подростковой среде – они многого не замечают. У них там резко понижен порог чувствительности. Это, как бы стая!
Они не ощущают предельный порог зла, жестокости, подлости, предательства. Там, у них – все, как бы игра! Поэтому, там, так часто все у них запредельно. Так и говорят – беспредельщина!
Любые слова, в этом возрасте, для них – пустой звук. Авторитетов нет никаких!
Но, вот здесь, у нас в театре, происходит удивительная вещь! Подростки видят на сцене таких же ребят, как они. Видят, что они там вытворяют. И это - не на обезличенном экране. Вот он артист – вот он я! Глаза – в глаза! И, может быть, только здесь, в театре, они с ужасом осознают, что такое, на самом деле жестокость. К чему она приводит!
И если, хотя бы четверть из них! Не изменяться! Нет! Хотя бы задумаются – значит, мы не даром едим свой актерский хлеб!
Мы артисты, прежде всего воспитатели, как ни пафосно это звучит! Особенно, когда работаем с детьми! Это высочайшая ответственность. Поверьте, я знаю, что говорю!
Сейчас в обществе нет никаких нравственных ориентиров. Педагогика увязла в своих внутренних проблемах. Родителям не до моральных изысканий, выжить бы! Церковь слишком еще слаба! А телевидение, интернет – вот они. В каждой квартире!
Нет! Ну, представьте себе, порнография, даже детская – абсолютно доступна ребенку. Так прямо и пишут в Интернете – жесткое порно, подростковое порно, детское порно! За это раньше сажали, минимум на 5 лет! А сейчас, жми и смотри! И никого это не волнует, в том числе и родителей!
Что? Нельзя все это прикрыть в один день? Конечно, можно! Но, не прикрывают! Значит кому-то это нужно! Кому-то сильному, богатому и властному! Только пусть он не забывает, что у него тоже есть дети, и интернет им так же легко доступен, как и всем!
Что в такой ситуации может спасти детские души. Только искусство! Литература, музыка, театр! Настоящее искусство, не суррогатное!
Задача тетра - не направить сознание ребенка в нужном направлении, а заставить задуматься. Что такое – задуматься? Это значит, попытаться заглянуть внутрь себя! По-честному. Ведь самому себя обмануть трудно! Какой ты? Добрый или злой? Великодушный и жестокий? Благородный или с червоточинкой в душе? И все сразу встает на свои места! Человек, маленький человек, как бы смотрит на себя со стороны! И начинает думать, думать, думать….!
Вот она - центральная задача современного театра, и нас актеров! Заставить думать!
И здесь, еще на первый план выходит проблема профессионализма! Сфальшивишь! Обманешь! И все! Больше не поверят никогда! Это же дети! Они ошибок не прощают!