Режиссер
Воскресение, 02 декабря 2012, 09:20:49
Театр Актеры
Наталья Анатольевна Старкова
Режиссер – это довольно сложная цепочка из многих, многих «если»!
Режиссеры только на первый взгляд абсолютно свободные люди. Если приглядеться, то они зачастую от многого зависимы. Режиссер, как и журналист – это профессия конкретного сегодняшнего дня. Выбранный для постановки материал должен отвечать на злободневные вопросы, возникающие в современном обществе. Но сегодня стало проще обратиться к известным произведениям классиков, чем найти хорошую современную драматургию. Да и не всегда режиссер волен выбирать ту пьесу, которая греет его душу и будоражит его фантазию. Иногда выбор пьесы напрямую зависит от политики и идеологии театра. А у каждого театра своя линия, своя политика. Ведь чаще всего режиссера просто приглашают для постановки той или иной пьесы, необходимой для репертуара данного театра. И не всегда это бывает достойная драматургия. И вот тогда, как нас учили корифеи режиссуры, ты обязан в этот материал влюбиться сам, да еще заразить этой любовью артистов. Иногда режиссеру, под заказ, приходится ставить спектакль не на злобу дня, а на «потребу» зрителю. С этим мы часто сейчас встречаемся. Я не даю оценку – плохо это или хорошо. Меня учили: режиссер должен знать свою профессию, уметь ею пользоваться, и какую бы ты ни выполнял режиссерскую работу, делай это профессионально и на совесть. Я помню, как в институте им. Б.Щукина наш преподаватель истории зарубежного театра Елена Александровна Дунаева, доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой искусствоведения, учила нас студентов-режиссеров: приходя в эту профессию, прежде всего, ответить самому себе на вопрос: «Для чего я хочу стать режиссером?». Заработать денег, стать известным, просто руководить, или …построить новый театр? И если ты выбираешь одно, то уже другое практически исключается. Вот такая довольно сложная цепочка из многих, многих «если».
Как режиссер, я работала в разных областях. Ставила спектакль на заказ по пьесе Г.Горина; была режиссером-педагогом у актеров, снимающихся в клипах; придумывала драматургию и режиссировала номера артистам бальных танцев; записала, как режиссер, аудио-проект с А.Макаревичем «В начале был звук» по его книге и т д. Но я счастлива, что основным местом моего режиссерского самовыражения является родной театр «Содружество актеров Таганки», в котором работаю уже 19-й сезон. Здесь, при поддержке нашего Художественного руководителя Николая Николаевича Губенко, я сделала свои первые шаги в режиссуре. Начинала с Малой сцены, которая является экспериментальной площадкой в нашем театре, а теперь работаю, как режиссер, и на основной сцене театра. Я получаю огромное удовольствие от работы со своими партнерами по актерскому цеху в новом качестве. Я рада, если мне удается предложить им интересную роль, или заразить их своими идеями. Вместе с ними я прохожу этот адов путь «от замысла до премьеры». Они же, в свою очередь, щедро делятся со мной своими талантами. И в нашей напряженно-энергетической связке, в наших общих спорах, в наших творческих муках рождается новый спектакль. Театр - мой дом, и мне не все равно, что здесь происходит, и о чем думает мой зритель. Я считаю: театр – это не место для развлечений. Театр – это институт, так меня учили! Зритель, уходя из театра, должен как минимум задуматься, а как максимум - измениться, и желательно в лучшую сторону!