Перевоплощение
Четверг, 17 июня 2010, 15:27:04
Театр Актеры
Иван Кузнецов
Возможен ли артист без искусства перевоплощения? Конечно же, нет! Даже, если он играет оглоблю от телеги! Тем не менее, все знают, что серьезное перевоплощение – довольно опасная штука!
У всех на памяти случаи, когда даже опытных, известных актеров приходилось возвращать из образа сценического в реальный мир с помощью вполне конкретных медицинских манипуляций.
Здесь и раздвоение личности актера, проникновение образа глубоко в его душу, и страстная природа самого театра, и существование актера, хоть и на время, в вымышленном, иллюзорном мире, и вовлечение актером зрителей в этот нереальный, подложный мир, что как бы возвеличивает его над толпой!
Страсть и воображение – необходимая основа для ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Действительно, стоить поговорить об этом с опытным психиатром и станет понятно – опасность существует!
Что же получается! Чем талантливее актер, чем больше он вживается в роль, чем глубже перевоплощается, чем более он искренен, страстен на сцене, чем больше ему удается овладевать вниманием зрителя, чем больше у него поклонников – тем больше он рискует своей психикой!?
И, наоборот! Актеру пустому, бездарному, безликому, просто отрабатывающему кусок хлеба на сцене - уготовано крепкое психическое здоровье? Из-за его актерской никчемности!
Что же делать актеру? Как же быть? Бежать из театра, спасать свою израненную психику или становиться вот таким - безликим? Может и сам театр, по сути своей, опасен, в том числе и для зрителей!? И надо бы от него вообще избавиться! Как от некоей разновидности наркотика!
Но где-то, в глубине души понимаешь, что дело не в театре, театр нужен, что без него нельзя. Но вот только какой театр? Попробуем разобраться спокойно, без эмоциональных напряжений психики.
Разве мы, желая понять другого человека и помочь ему, не пытаемся встать на его место? Разве мы не способны ощущать чужую боль, как свою? Это ведь тоже можно условно назвать раздвоением личности! Только во благо, а не во зло! Способность проникновения в другие личности не опасна, если в ней заложено осуществление божьей заповеди любви к ближнему. Проникновение в другую личность необходимо и в жизни, и в искусстве. Но не до полного тождества! Духовная целостность актера, самообладание! Вот что спасет его от нездорового раздвоения!
Страсть присуща вообще человеку, и особенно актеру! Как можно играть бесстрастно!? Вопрос в том, на что она направлена! На созидание или на разрушение! Приближает актера и зрителя к душевной чистоте, или погружает в грязь, разврат, хаос и грех!
Фантазия и воображение - природный дар человека. Фантазия и воображение вредны не сами по себе. Вредными или полезными их делает цели, ради которых они действуют. Художественный, вымышленный мир необходим человеку! Этот вымышленный мир плох, если плоха цель, и, напротив, он хорош, если хороша цель.
И, конечно же, кто еще, если не актер способен своим даром, талантом погрузить зрителя в мир своего вымышленного образа! «Люби искусство в себе! Но прежде искусства - люби ближнего своего!». Эта заповедь для актера должна быть основным критерием в решении вопроса «имею ли я право выходить на сцену?». Только искреннее, неуклонное стремление выполнять эту заповедь дает право человеку идти в театр и умирать на сцене!
Так вот оказывается, что грамотное, духовно обогащенное перевоплощение возможно и совсем не опасно! Но только при наличии духовной зрелости актера. Если он понимает свою сценическую деятельность как служение во славу духовности! Остались ли еще такие актеры!? Вот в чем главный вопрос!
Комментарии
Вообще-то говоря считается что актер бывает нескольких типов: актер, который, как Высоцкий, взрывается на сцене, в действительности пропуская через себя все те эмоции, которые испытывает герой. Актер-пустой сосуд, который наполняет режиссер. Актер-интеллектуал, который играет сам себя. Актер-профессионал, способный изобразить все что угодно, не пропуская через себя. Есть много способов решения проблемы, и тот путь, который Вы указываете, он конечно красивый и правильный, но едва ли реализуемый
2010-09-20 12:49:04прокомментировать