Широкие крылья
Понедельник, 15 ноября 2010, 10:18:25
Театр спектакль
Игорь Гудзь
Выхватить вечное в потоке безнадежно исчезающего
Зал разочаровано зашептался, не по-американски, как-то все это!
В Московском академическом театре Сатиры с успехом прошла премьера спектакля «Между светом и тенью», поставленная Юрием Ереминым по пьесе американского драматурга Уильямса Теннесси с первоначальным названием «Битва ангелов», и ее более поздней редакции, известной у нас как «Орфей спускается в ад». Премьера приурочена, видимо, к грядущему, в 2011 году столетию великого американского поэта и драматурга.
Юрий Еремин не отягощает постановку детализацией предметов быта. Ни декорации, ни костюмы, ни музыка – ничто не намекает на время и место действия и, соответственно не отвлекает зрителя от главной идеи постановки – попытки «выхватить то самое вечное… !».
Супругу старого, безнадежно больного владельца магазина – Лейди (эту роль попеременно играют в разных составах Алена Яковлева и Наталья Карпунина) крайне трудно заподозрить в сходстве с мифической Эвридикой. Мы видим зрелую, опытную, знающую себе цену женщину. Она не бедна, не глупа, достаточно молода, хороша собой, образованна - все идет к тому, что у магазина скоро появится новая хозяйка.
Так бы непременно и произошло, если бы в заведении не появился молодой симпатичный бродяга-музыкант Вэл (Андрей Барило и Станислав Николаев) в поисках работы. Вэл — поэт, музыкант, и в чем-то философ. Он многое повидал, для него жизнь отнюдь не ограничивается размером магазинного прилавка. Жизнь, в его понимании – это извечная борьба добра и зла, любви и ненависти, свободы и тирании. Да, он бродяга, игрок, человек дна, но, он чист душой, как ребенок, и свободен, как ветер!
За годы существования подле желчного Джейба Торренса (Юрий Нифонтов и Вадим Завьялов), Лейди ушла в себя, подавила в душе все живые чувства, но, столкнувшись с Вэлом, она чувствует, что постепенно оттаивает, оживает. Лейди берет Вэла на работу, поселяет в маленькой комнатушке, одевает, обувает и дает деньги взаймы. Прозаические детали сюжета постепенно уходят в тень, и на свет медленно выходит нечто сокровенное, истинное, настоящее, то самое… вечное! Вэл рассказывает Лейди о редких маленьких птичках, которые всю жизнь находятся в полете, потому что «у них совсем нет лапок». Вся жизнь - на крыльях. Так они и живут в полете. И чтобы так жить, им нужны «очень широкие крылья…». Широкие крылья – чем не символ истинной свободы!?
Лейди - в смятении. Как прожить время, отпущенное Богом? Как все – размеренно, чинно, логично? Или как те диковинные птички – в свободном полете!? Лейди привыкла жить как все, в уютной тени, ей трудно вот так сразу порвать со всем и выйти на яркий, нестерпимо яркий свет, окунуться в мир свободы. Не имея смелости изменить свою жизнь, уйти с Вэлом в никуда, она решает заманить его в свою стеклянную клетку…и остается между светом и тенью навсегда.
В доме появляется старый возлюбленный хозяйки - Дэвид Катрир (в филигранном исполнении Александра Ширвинтда). Лейди признается, что 20 лет назад была беременна от него и вынуждена была тогда избавиться от ребенка. Ему сейчас могло быть 20 лет! Его сыну! Катрир потрясен. «Я не знал…» – только и мог вымолвить вмиг постаревший Дэвид, - «Я не знал…!». Пять минут на сцене, несколько слов, пара жестов, один усталый взгляд в пустоту – все по минимуму. И, тем не менее, это одна из наиболее выразительных сцен спектакля. Зал смог перевести дух только с уходом мастера в тень, за кулисы!
В музыкальном оформлении появляются тревожные ноты. Надо сказать, музыка в этом спектакле играет в создании правильной атмосферы первостепенную роль. Музыкальный ряд талантливо подобранных мелодий из разных стран и эпох не только сопровождает отдельные сцены, а как бы предвосхищает их, органично вплетается в действие и рисует общий фон спектакля.
Великолепна и сценография Юрий Еремина – прозрачные стены, отражающие все снаружи и изнутри, вращаясь и переходя из света в тень и обратно, создают иллюзию зыбкости всего в этом мире. Суета сует! Герои то ярко высвечиваются прожекторами, то окутываются мраком в глубине сцены. Они словно понимают, что настало время выбирать – или яркий, нестерпимый свет свободы, или уютная тьма, спокойствие, равновесие, тихое прозябание! Среднего не дано. «Между» - не получится. Или так, или так! Пора выбирать, но как нелегко на это решиться! Ведь и душа должна уметь летать, иметь эти самые широкие крылья…
Действие катится к страшной развязке. Вэл, своей независимостью, свободолюбием, бескомпромиссностью уже успел многим насолить. Шериф Толбет (Павел Масаилов и Юрий Воробьев) приказывает ему, под угрозой убийства, покинуть город.
Лейди беременна от Вэла. Вэл вне себя от радости - он остается несмотря ни на что. И тогда Джейб, исчахнувший и желтый, появляется на сцене с револьвером в руке. Кажется, он и есть сама Смерть. Лейди бросается к неподвижно стоящему Вэлу и прикрывает его своим телом. Цепляясь за перила, старик стреляет и убивает обоих… Зал разочаровано шепчется - не по-американски как-то все это! Главные герои – и вдруг погибают, причем оба сразу!
Да! На этот раз Смерть побеждает Жизнь. Но Смерть побеждает Бессмертие!
И кажется, будто финале, над задымленной сценой взмывают к небу души главных героев - они сделали свой выбор, они обрели свободу. Истинную Свободу! Свободу свобод!
«Выхватить вечное в потоке безнадежно исчезающего - значит открыть великую тайну человеческого существования» - говорил Уильямс Тенесси.
Похоже, что Юрию Еремину удалось в полной мере исполнить это мудрое завещание великого драматурга. Спасибо ему за это от благодарных и внимательных зрителей
Комментарии
Огромное спасибо за отзыв о спектакле! И за постер - пусть хоть в блоге будет. Чтобы разместили картинку на сайте театра на странице спектакля мне так и не удалось добиться (звонила дважды администраторам, сообщала о неполадке на сайте). А спектакль действительно замечательный - видела оба состава! И с удовольствием посмотрела бы ещё! Сильно, прочувствованно - отличная работа театра Сатиры!
2010-11-16 02:40:15прокомментировать