«Одолжите тенора» или обычный сумасшедший дом
Воскресение, 12 декабря 2010, 14:15:29
Театр спектакль
Игорь Гудзь
Сергей Лазарев, сыгравший Макса, как стержень нанизывает на себя, буквально электризует все действие на сцене. Он убедителен и солиден, и в тоже время он легок и даже хулиганист. Персонаж Лазарева все время в состоянии стресса. Мечется от стены к стене, от пола к потолку, зритель не успевает следить за его, как бы хаотичными перемещениями
Говорят, обычное щекотание пятки вызывает у людей абсолютно такой же приступ смеха, что и при просмотре лучших образцов комедийного жанра. Оба этих вида смеха ни по накалу, ни по продолжительности, ни по качеству голосового звука ничем не отличаются. Зачем же тогда идти на комедию…
Однако узнав, что главную роль в спектакле тетра Пушкина «Одолжите тенора» играет бывший солист группы «Смэш» Сергей Лазарев, многие идут, в том числе и люди зрелого возраста. Действительно, есть достойные примеры перехода поп- и рок-звезд с эстрадных подмостков на солидные театральные сцены. Лидер московского андеграунда 80-х, основатель и солист группы «Звуки му» Петр Мамонов ставит музыкальные спектакли и играет на сцене драматического театра имени К.С. Станиславского. Один бывших участников бит-квартета «Секрет» Николай Фоменко играл на сцене Ленинградского Академического Театра Драмы имени А. С. Пушкина, Театра "На Литейном", "Сатирикона" и в филиале того же театра Пушкина, но уже в Москве. Даже великий Евстигнеев, как известно, до прихода в театр был барабанщиком в маленьком оркестре при кинотеатре.
Американский юрист Кен Людвиг (не будучи профессиональным музыкантом, он до сих пор трудится в юридической конторе) написал комедийную пьесу о том, как по невероятному стечению обстоятельств знаменитый тенор Тито Мерелли во время гастролей в Кливленде не смог выйти на сцену для роли «Отелло» и в безвыходной ситуации был заменен ассистентом директора местного театра. Собственно, в этом и весь сюжет! Ну что здесь можно сделать нового? Во все времена зрителя интересовал именно этот вопрос: «А что ж тут новенького-то!?»
Во-первых, новизна в необычной сценографии. На заднем плане, сквозь то и дело открывающиеся и закрывающиеся двери угадывается еще один зал, существующий как бы параллельно с настоящим. Это зал помпезного оперного тетра, где должны петь наши герои. Те же кулисы, та же (только нарисованная) люстра, ярусы, галерка. Иногда из этого прекрасного параллельного мира, слышатся голоса, гром аплодисментов. С залом грубо контрастирует расположенный на переднем плане интерьер двухкомнатного гостиничного номера, где и развивается основное действие.
Во-вторых, сам Сергей Лазарев, играющий Макса, буквально электризует все действие на сцене. Он убедителен и солиден, и в тоже время он легок и даже хулиганист. Персонаж Лазарева все время в состоянии стресса. Мечется от стены к стене, от пола к потолку, зритель не успевает следить за его хаотичными перемещениями.
Сергей Лазарев не просто модный эстрадный исполнитель, приглашенный в театр в целях обеспечения гарантированного коммерческого успеха. Так часто бывает в последнее время, и не всегда удачно, даже чаще совсем неудачно. Но только не в этом случае! Выпускник Школы-студии МХАТа, дебютировавший в этом же театре в роли Ромео, Сергей меняет амплуа и показывает себя профессиональным, добротным актером. Представ перед публикой в образе смешного, нелепого, простоватого, сутулого, робкого, закомплексованного всеми возможными комплексами «рохли», в кургузом костюмчике, толстостенных очках, с прилизанными по-купечески жидкими волосиками, он, не впадая в излишний комизм, не увлекаясь наигрышами, тем не менее, держит зал в напряжении в течение всего действия.
В роли Отелло Сергей Лазарев совершенно неузнаваем. После появления на сцене двух Отелло (второго, по сюжету, играет Арсентьев), зал взволнованно шепчется в поисках героя, которого играет Сергей.
За роль Макса в этой постановке Сергей Лазарев был удостоен высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот». Престижную статуэтку ему вручил сам Олег Табаков. Олег Павлович высоко оценил игру молодого актера за «яркость и погруженность в роль!». Если уж сам Табаков отметил «погруженность» Сергея, это дорогого стоит.
Также в пьесе очень хороши Александр Арсентьев (Тито Мерелли), один из ведущих мастеров пушкинской труппы, и чарующая молодостью и задором Анна Бегунова (Мэгги). Ирина Бякова (Джулия) как всегда сыграла добротно и качественно. Темпераментен и эксцентричен Александр Матросов (Посыльный), крепко, профессионально держит интригу Андрей Соколов (Сондерс).
В третьих, для постановки такой комедии от режиссера требуются в трех равных долях и чувство юмора, и чувство ритма, и чувство меры. Евгений Писарев, как выяснилось, виртуозно владеет всеми этими чувствами сполна. В его спектакле практически нет пауз. Зрителю, пришедшему примитивно расслабиться, нет возможности хотя бы на секунду перевести дух: в горле наждак, в голове раскаленный гвоздь, во рту не дожеванная конфетка. Герои перемещаются по сцене, как при пожаре, разговаривают, как в последний раз, подпрыгивают до потолка, падают с любой возвышающейся над уровнем сцены конструкции. Смеются как сумасшедшие, рыдают, как на похоронах, поют и целуются – как боги!
Действие происходит одновременно в нескольких местах сцены. Чтобы зритель не пропустил что-то важное, герои время от времени забираются на стулья и вещают уже оттуда. В финале - нечто феерическое! Помните детскую игру-считалочку - «море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три – морская фигура на месте замри»! Все герои хаотически и в сумасшедшем ритме перемещаются по сцене и в какой-то момент внезапно замирают, и так несколько раз. Словом – обычный сумасшедший дом. Или комедия, что на самом деле одно и то же! Должно быть, одно и то же, по крайней мере! Иначе, зачем все это!?
С другой стороны понятно, что без тщательного подбора мизансцен, без жесткого планирования и тонко дозированного «комикования», без реализации четкого режиссерского плана, спектакль вряд ли смог идти в столь безудержно калейдоскопическом темпе. В этом несомненная заслуга Евгения Писарева.
Публика практически не замечает подмены профессионального пения актерским. Видимо, считает, что звучит фонограмма, однако на самом деле, режиссер сумел обойтись вокальными данными своих актеров. А ведь это, извините, не куплеты, а фрагменты из знаменитых арий классических опер Верди и Россини. Актеры поют своими голосами, и вполне достойно, хотя никто, кроме Лазарева, с эстрады до этого не пел. Все это прекрасно, слава актерам. Однако слегка коробит тот факт, что зрителю собственно не так уж и важно, чьи голоса он слышит. Голос великого тенора и голос Лазарева для нынешний массовой публики неразличимы. А это не что иное, как тихое обесценивание великого актерского мастерства, которого добиваются годами и десятилетиями неимоверного труда и таланта! Причем мастерства не только в искусстве, а в экономике, науке, политике – везде! К сожалению – это примета нашего времени! Не об этом ли спектакль!?
Комментарии
Сергей Лазарев действительно удивил! Очень органичен, пластика прекрасная! Никогда бы не подумал, что наша попса способна на такое. Спасибо Сергей, Вы открыли многим глаза!
2010-12-12 22:25:57прокомментировать