Тоска от счастья!
Вторник, 15 марта 2011, 19:08:34
Театр спектакль
Игорь Гудзь
Утомленная счастьем» в театре им. Н.В.Гоголя. Счастье это долгий, трудный путь, а не конечный пункт назначения. Путь к самому себе! Наверное, именно это и хотели донести до зрителей создатели спектакля. Счастье не ищется, не планируется, его нельзя завоевать, тем более купить - оно приходит само
Говорят, что счастье – всего лишь одна из многих эмоций, при которой человек испытывает внутреннюю удовлетворённость, полноту и осмысленность жизни. А вот великий немецкий философ Людвиг Фейербах утверждал, что в основе морали и нравственности человека лежит только его стремление к счастью и больше ничего! "Стремление к счастью - есть стремление стремлений!» - говорил Фейербах.

Сколько людей – столько и понимания счастья! Как же к нему прийти? Как поймать за хвост эту дивную птицу!? И не придется ли, за это пресловутое счастье потом жестоко расплачиваться. Ведь в природе все в равновесии, если где-то что-то нежданно пришло, то где-то столько же и уйдет.
Вот такие сложные, философские проблемы поднимает в своем спектакле «Утомленная счастьем» художественный руководитель и режиссер Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя Сергей Иванович Яшин. Спектакль поставлен по пьесе известной французской писательницы и драматурга Франсуазы Дорен, в переводе Ирины Мягковой, и позиционируется, несмотря на столь серьезную тему, как комедия.
Гламурная жизнь богатой, невероятно удачливой и беззаботной Ноэль Альбан (Ольга Науменко), владелицы преуспевающей косметической фирмы, омрачена странными предчувствиями неизбежной расплаты за постоянное везение. Она уверена, что за счастье когда-нибудь обязательно придется расплачиваться несчастьем, и этот неотвратимый обмен не обязательно будет равнозначным. Кстати, почему-то к таким выводам ее на протяжении всего действия старательно подталкивают именно те, у кого жизнь сложилась не столь успешно: лучшая подруга Нинуш (Ирина Рудницкая), которой не везет вообще никогда и ни в чем, старший брат Жорж (Янис Якобсонс), жизнь которого состоит сплошь из одних лишений и страданий, профессиональный жулик Франк (Александр Хатников), устроившийся камердинером с единственной целью – обворовать ее богатый дом. А вот, влюбленный в нее, столь же богатый и не менее преуспевающий меховщик Андре (Андрей Зайков), почему-то, наоборот, над теорией «компенсации» откровенно посмеивается, если не издевается. К чему бы это? И только верная экономка Алиса (Ольга Забара), единственная бесконечно предана своей хозяйке, искренне желает ей всего самого лучшего.
Привычный занавес отсутствует. Зритель, входя в зал, еще до начала спектакля с наслаждением погружается в атмосферу, что называется «женского счастья» (более чем, оригинальная сценография Елены Качелаевой): на первом плане – изящная кровать, в виде шаловливо полураскрытой бархатной шкатулочки для украшений, в середине – диванчик в форме чувственных пунцовых губ, женская туфелька исполинских размеров – символ подкаблучников, да и вся остальная мебель стилизована под тюбики и флаконы с изысканными кремами и духами. Едва уловимый аромат счастья наполняет зал. В глубине сцены – огромное позолоченное зеркало, которое медленно вращаясь, будто сама судьба, то выталкивает на свет, то поглощает в зазеркальную темень персонажей спектакля.
Ноэль, в исполнении Ольги Науменко бесконечно красива, невероятно пластична, грациозна, очаровательна. Речь ее игрива и выразительна, иронична и остроумна одновременно. Бесконечные смены нарядов (художник Глеб Винокуров) нисколько не раздражают, а лишь радуют глаз и греют душу.
Ольга Науменко играет женщину, хорошо знающую себе цену, но совершенно не ведующую душу свою. Потому-то и понятие ее о счастье не простирается дальше сугубо материальных ценностей. Ведь именно ими она предполагает расплачиваться за свое счастье. А как же – что пришло, то и ушло! И только в конце приходит понимание истинных ценностей.
Главная героина настолько искренна, естественна, правдива, что зал бесконечно верит ей, каждому ее слову, каждому движению. Зал откровенно сочувствует главной героине, а ведь мог и злобствовать... И всякий раз искренне огорчается вместе с ней, когда вместо долгожданной расплаты, опять подваливает это распроклятое везение. И облегченно вздыхает, когда появляется, наконец, тот самый Бернар (Андрей Андреев) с васильком в петлице. Может и правда, не будет никакой этой дурацкой расплаты, просто одним людям везет, а другим нет, одни счастливы, другие - не очень. Вряд ли это хоть как-то зависит от нас!
Все заканчивается хорошо, все-таки комедия, да еще французская! Ноэль находит свое счастье, ради которого не жалко ничего, по сравнению с которым, все остальное не имеет вообще никакого значения! Ольга Науменко порхает по сцене, зал вместе с ней наслаждается финалом, как будто маленький кусочек счастье ее героини передался каждому из нас, и его можно будет забрать домой. Кто знает, может оно, там у нас поживет-поживет, да и тоже останется… !
Древние говорили, что самое большое препятствие на пути к счастью — это погоня за ним! Счастье не ищется, не планируется, его нельзя завоевать, тем более купить - оно приходит само! Нежданно и негаданно! Счастье — это вознаграждение, которое приходит к людям, живущим вовсе не ради него! К людям, которые порой, о нем даже и не задумываются!
«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом!» - изрекал великий Пифагор.
Счастье это долгий, трудный путь, а не конечный пункт назначения. Путь к самому себе!
Наверное, именно это и хотели донести до зрителей создатели спектакля. Спасибо им! Приходите в театр Гоголя за своим кусочком счастья. И вы обязательно получите его!