Машинерия против эмоциональности
Вторник, 20 сентября 2011, 11:23:58
Театр Актеры
Юрий Петрович Веденеев
Чтобы получился удачный музыкальный спектакль берется шикарное произведение с интересной драматургией и сочетается с музыкой
Оперетта – это Европа, а мюзикл – это Вест Энд в Лондоне и Соединенные Штаты. Оперетта и мюзикл - это два разных, будем говорить, жанра, но связаны они, в общем, одним: это, прежде всего, музыкальный спектакль.
В мюзикле доминирует технологическое искусство, единая машинерия, т.е. спектакль как единая машина. Машинерия и технология - идеально поставленное и точно просчитанное искусство. Точное, потому что шаг влево, шаг вправо репетируется месяцами, чтобы играть его потом годами в неизменном виде и, желательно, по всему миру. Артисты исполняют одно и то же каждый день. И так на протяжении лет или даже десятилетий.
В Америке, в Европе люди воспитаны на мюзикле – это их родное. У нас это, скорее, - музыкальный спектакль - Émotions (эмоции) «петелька - крючочек». В мюзикле эмоции достигаются за счет технологий и света, фантастических денежных вложений. Там тоже есть эти эмоции в понимании «петелька - крючочек», но - чтобы «туда - белая ниточка, а отсюда - красная», все делается ради зрелищности. Конечно же, есть исключения.
У нас, прежде всего, русский музыкальный театр, а русский театр построен на эмоциях. И классическая музыка, да и советская оперетта, у нас эмоциональны.
Говоря о русском мюзикле, надо выделить мюзикл «Свадьба Кречинского» - это работа Александра Колкера с фантастической музыкой.
Чтобы получился удачный музыкальный спектакль, берется шикарное произведение с интересной драматургией и сочетается с музыкой. Таким удачным сочетанием стали музыка Александра Наумовича Колкера и драматургия Александра Васильевича Сухово-Кобылина.
Так появились первые русские, советские мюзиклы – «Свадьба Кречинского», «Смерть Тарелкина», а потом уже «Дело». Почему-то забывается, что Свадьба Кречинского» была поставлена как мюзикл, в БДТ под руководством Георгия Александровича Товстоногова.
История постановки западных мюзиклов в России началась еще в советские годы. Это был мюзикл Леонарда Бернштейна «Вестсайдская история» («West Side Story»).
Этот мюзикл Георгий Павлович Ансимов поставил еще в 1965 году в нашем «Театре оперетты» (Постановка Г.Ансимова, режиссер И. Барабашев, дирижер Г.Черкасов, художник Э.Стенберг, балетмейстер Л. Таланкина. В главной роли - Татьяна Шмыга). В «Вестсайдской истории» шикарная драматургия и потрясающая музыка. За дирижерским пультом был сам Эри Класс, теперешний главный дирижёр Московского театра «Новая Опера», который и исполнял бреки, для чего ему поставили ударные рядом с пультом. Татьяна Шмыга исполняла заглавную партию Марии. В общем, в спектакле были заняты лучшие исполнители нашего театра.
Постановка спектакля, насколько можно судить по историческим фотографиям, была близка к оригинальной. На мюзикл пришел какой-то советский босс, посмотрел на гибель героев и сказал: «Что это такое? Я пришел в оперетту, а тут – убивают?», и спектакль закрыли. Такое было время.
Интересно то, что именно с этого мюзикла началась история постановок западных мюзиклов еще в СССР. В этой связи утверждение, что первым мюзиклом в России стал «Метро» просто в корне ошибочно.