Главный герой
Понедельник, 12 марта 2012, 23:10:10
Театр Взгляд на мир Драматургия
Иван Кузнецов
Когда герой произведения или спектакля бесконечно далек от жизни, он не интересен зрителю!
Русский театр во все времена влиял на личность нашего человека: объяснял, как мог, устройство мира, поднимал философские и социальные проблемы, побуждал людей к активной деятельности, создавал эмоциональные настроения, заставлял думать, наконец, то есть, вообще-то, выполнял серьезную воспитательную роль. Как же театр влияет на человека в наше беспокойное время? Способен ли театр сегодня, своими специфическими средствами ответить на ряд самых насущных вопросов современного российского общества?
Последние десятилетия в России были отмечены кардинальной сменой культурных эпох. Из соцреализма – прямо сразу в постмодернизм. Современная культура отрицает и упорядоченность бытия, и причинно-следственные связи и, вообще, то, что раньше называли «абсолютной истиной». Мир в современном искусстве, и в театре, в том числе, представляется как некие отдельные фрагменты, мало связанные между собой. Образы, главные герои, почти всегда, - вымышленные, нереальные, какие-то беспочвенные, фантазийные, что-то вроде виртуальных персонажей компьютерных игр. Под воздействием столь резких перемен, должна была бы поменяться и система мироощущения современного зрителя. Но, этого пока не произошло, слава Богу! Зрителю, воспитанному на других ценностях, такого героя понять почти невозможно, его помыслы и мотивация поступков малодоступны обычному пониманию, трудно представить его в реальной жизни. А когда герой произведения или спектакля так бесконечно далек от жизни, то он, соответственно и не интересен. Отсюда и спад зрительского интереса.
Кто же главный герой, сегодня в России! На кого равняться, кем гордиться, кому подражать, наконец!? Потному спецназовцу, кающемуся киллеру, честному гаишнику, философствующему наркоману, доброму олигарху, удачливому пройдохе, остепенившейся путане? Кому!? Кто главный герой сегодня? Ответа нет, поскольку не определена главная тема! Например, куда же мы все движемся, в чем национальная идея, какой человек нам нужен? Вообще, к чему мы все должны стремиться!? Коррупция, чудовищное расслоение, моральное разложение, брошенные дети, растление всего, что только можно растлить! Видимо, все это еще не самое главное! Может быть, ждем какой-нибудь … высадки инопланетян, что-ли!? И вот только тогда… !
Понятно, что без главной темы и главного современного героя, нет и самого театра, в том виде, каким он задумывался его великими основателями! Здания стоят, актеры играют, зритель аплодирует, а вот театра-то … ! Так бывает…!