Зрителя надо готовить
Понедельник, 03 мая 2010, 23:08:13
Театр Драматургия
Игорь Гудзь
Успеха постановки - слияние автора, сцены и, конечно же, зрителя.
Зачем люди ходят в театр? Извечный вопрос! Сколько здесь копий сломано.
Тем более, сейчас, в наше высокотехнологичное время, когда все можно заказать и тут же получить прямо на дом. Говорят, что лет через десять любую информацию можно будет принять прямо или на сетчатку глаз, через специальные очки, или сразу в мозг, через вживленный чип.
Для кого ставятся спектакли: для кучки театральных снобов или для зрителя?!
Ради чего люди мучаются с недешевыми билетами, тащатся через весь город, толкутся в гардеробный очередях, сидят два часа в душном, переполненном зале? Что они хотят от театра!?
Понимают ли они в полной мере, что хотели сказать им участники постановки? Ведь спектакли ставятся не для кучки театральных снобов, а именно для зрителя!
Центральный вопрос, между прочим! И для авторов, и для режиссеров, и для актеров.
Что нужно зрителю от театра!? Ведь там так все условно! Кусок ваты на занавесе может означать морозное зимнее утро. Два полена, слегка подсвеченные лампочкой – партизанский костер. Да и понимание самой игры актеров также требует для неискушенного зрителя немалого напряжения, особенно в части воображения. Кстати, ни ученые, ни психологи не объяснили еще внятно
Творческие люди говорят, что для успеха постановки необходимо добиться некоего слияния автора, сцены и зрителя.
Слияния творческого воображения создателя, мастерства и темперамента актера, и понимания и сопереживания зрителя. Только тогда, в результате таких вот, почти что, невероятных совпадений, и создается тот особый дух театра, о котором так много говорят, но который так редко возникает.
Но, если автор, режиссер и актеры, в результате длительных репетиций, совместной творческой работы еще как-то могут добиться такого слияния (и то не всегда!), то, как же быть со зрителем? Как включить его в этот сложнейший духовный процесс, если он приходит, что называется, ни сном, ни духом, всего на два часа и уходит потом, часто в полном недоумении!?
Значит, зрителя надо готовить! Как не прозаично это звучит по отношению к храму искусств.
Смотрю театральную афишу. Вижу названия спектаклей, имена авторов, режиссеров и актеров, вижу дату и время начала действия. Отдельно дается его длительность по времени, для удобства зрителей. Все это вижу!
Не вижу только, о чем спектакль. Почему именно эта тема, зачем нужно поднимать ее именно сегодня, как все задумывалось и воплощалось на сцене. Какие были трудности и победы. Ведь чтобы понять смысл и суть любого произведения искусств, нужно знать, что хотел сказать создатель и какими творческими методами он пользовался!
И, понятно, что лучше бы это все знать до начала просмотра!
Может быть, тогда и станет возможным то самое слияние, о котором мечтают все, кто причастен к театру!
А может и не надо ничего пояснять? Пусть придет, посидит, потаращится! И уйдет, расстроенный. Опять ничего не понял! Да разве театр поймешь, на то он и театр… ! За тем и ходим!