ПЕРЕВОПЛОЩЕНИE...
Вторник, 15 июня 2010, 13:08:14
Театр Актеры Творчество
Алексей Александрович Ярмилко
Чем талантливее актер, чем больше он вживается в роль, перевоплощается, чем более он искренен, страстен на сцене, чем больше ему удается овладевать вниманием зрителя, чем больше у него поклонников.
Возможен ли артист без искусства перевоплощения или лицедейства? Конечно же, нет! Даже, если он играет оглоблю от телеги! Мне самому приходилось, играя роли Раскольникова или участвуя в спектакле «Смерть Павла» настолько глубоко входить в образ, что потом трудновато было и выйти-то!
И в этом заключается большая опасность, буквально для психики актер. Раздвоение личности актера, проникновение образа глубоко в его душу, существование в вымышленном, иллюзорном мире, вовлечение зрителей в нереальный, подложный мир,
Перевоплощение, проникновение в другую личность необходимо и в жизни, и в искусстве
Что же получается! Чем талантливее актер, чем больше он вживается в роль, перевоплощается, чем более он искренен, страстен на сцене, чем больше ему удается овладевать вниманием зрителя, чем больше у него поклонников – тем больше он подвергает опасности свою психику?
И, наоборот! Актеру пустому, бездарному, безликому, просто отрабатывающему кусок хлеба на сцене - уготовано богатырское здоровье? Из-за его актерской никчемности!
Что же делать? Как же быть? Бежать из театра или становиться безликим?
Но, разве мы, в обычной жизни, желая понять другого человека и помочь ему, не пытаемся встать на его место? Разве мы не способны ощущать чужую боль, как свою? Разве это не раздвоение личности! Только во благо, а не во зло!
Проникновение в другую личность необходимо и в жизни, и в искусстве. Но не до полного тождества, иначе актер, играющий Отелло, должен реально задушить актрису, играющую Дездемону. Духовная целостность актера, самообладание! Вот что спасет от раздвоения!
Фантазия и воображение - дар Божий человеку. Фантазия и воображение, созидающие духовный храм в душах зрителей, вполне приемлемы, а творящие растления в сердце простого зрителя - просто противны. Эти человеческие феномены вредны не сами по себе. Вредными их делает цели, ради которых они действуют. Художественный, вымышленный мир необходим человеку! Этот вымышленный мир плох, если плоха цель, и, напротив, он хорош, если хороша цель.
«Люби искусство в себе! Но прежде искусства - люби Бога и ближнего!». Эта заповедь для актера должна быть основным критерием в решении вопроса «имею ли я право выходить на сцену?». Имею, ли я право перевоплощаться, входить в образ других людей!?
Только искреннее, неуклонное стремление выполнять эту заповедь дает право человеку идти в театр и умирать на сцене!